Взаимосвязь особенностей мышления и профессиональных предпочтений подростков

Авторы: Авдулова Т. П. Локтева О. Б.

Аннотация: в статье исследуется взаимосвязь особенностей мышления подростков и их профессиональные предпочтения, данные полученные в исследовании, позволяют более точно осуществлять профориентационную работу, помогая подросткам в процессе самоопределения.

Ключевые слова: профориентация подростков, профессиональный выбор, тип мышления, самоопределение подростков.

Для подростка, выбирающего свой жизненный и профессиональный путь, актуальность и сложность выбора профессии возрастает в геометрической прогрессии, в особенности учитывая сиюминутную престижность профессии, мнение значимых взрослых и друзей, опору на свои личностные качества и способности, желание приносить удовлетворение и пользу самому человеку и обществу.

Кроме того, в современном мире ежегодно появляется более трех тысяч новых профессий и отмирают сотни старых. Поэтому мы можем только предполагать, каким будет рынок профессий и труда, образовательных услуг и общества в целом.

Возникает вопрос – как правильно и точно осуществить профессиональный выбор, как учесть особенности личности в процессе самоопределения? Для решения этой задачи и облегчения процесса профориентации, мы провели исследование особенностей мышления и сравнили  данные с показателями профессиональных предпочтений, выявив некоторые интересные корреляционные зависимости.

Обратимся к результатам исследований.

В исследовании приняли участие 30 учащихся 9-ых классов ГБОУ СОШ 1905, учащиеся физико-математического и химико-биологического профилей.

Каждому ученику было предложено принять участие в 5 исследованиях:

Таким образом, три первые методики предназначены для определения профессиональных предпочтений, две  последние выявляют особенности мышления.

                                                                                                   Диаграмма 1 

Результаты обработки теста «Дифференциально-диагностический опросник Климова»


Из сравнительного анализа ясно видно, что предпочтения отдаются профессиям направленности «человек-человек». Это объясняется сензитивной  направленностью людей этого возраста к общению.

На втором месте – предпочтения, связанные с профессиями творческой направленности. Данный феномен может быть связан с естественной потребностью человека не только быть исполнителем, совершать действия по образцу, но и создавать нечто новое. Поскольку процесс обучения в основном связан с воспроизводящей функцией, желание реализовать творческий потенциал выражается в явном предпочтении профессий творческой направленности. Кроме того, хобби, молодежная мода, быстро обновляющиеся средства связи ярко демонстрируют молодому поколению приоритетность всего нового и нетрадиционного, что и находит воплощение в их стремлении к профессиям данного типа.

Третье место разделили предпочтения технической и конвенциальной направленностей. Поскольку основной контингент испытуемых – ученики физико-математического и медико-биологического классов, данный выбор вполне оправдан.

                                                                                                 Диаграмма  2

Результаты теста Дж. Голланда на определение профессиональной  направленности личности


Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что на первое место выходят профессиональные предпочтения предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность предполагает лидерство, умение самостоятельно ставить цели и их достигать,хорошее взаимодействие с людьми. Предпринимательский тип характерен для управленческого состава, а также для людей самостоятельных, самодостаточных, начинающих свое дело. Так как классы, где проходило обследование,   в основном состоят из активных инициативных учащихся, вполне логично, что многие из них видят себя среди управленцев, считают себя способными начать собственный бизнес и реализоваться, как руководящий состав.

Кроме того, предпринимательская деятельность предполагает достаточный уровень свободы, который является приоритетным для большинства молодых людей.

Предпринимательство является популярным среди молодежи. Многие ставят амбициозные цели, мечтают об управленческих позициях, при этом не желая быть исполнителями (реалистический тип представлен минимальным количеством предпочтений).

На втором месте социальный тип предпочтений – желание общаться всегда является  приоритетным в данном возрасте.

На третьем месте - профессии художественной (артистической) направленности. Данный тип профессий предполагает креативность и возможность независимости суждений. Можно гипотетически предположить, что часто выполняя задания воспроизводящего репродуктивного характера, подростки данного возраста невольно стремятся к реализации себя в процессе творческой деятельности.

Предпоследние места занимают исследовательский и конвенциальные типы.

Данный факт вызывает некоторое несоответствие – исследуемые классы относятся к физико-математическому и естественно-научному профилю. Логично предположить, что исследовательский тип должен превалировать в этих классах. Конвенциальность – умение работать с документами, быть точным, педантичным, аккуратным в вычислениях тоже может быть характерен для подростков данной группы. Но учащиеся не сделали этих предпочтений, что ставит под сомнение корректность профильного отбора.

Данный тест не предполагает многоступенчатого исследования, но анализируя данные невозможно останавливаться только на первом уровне выбора. Именно поэтому нами были проанализированы первые три места предпочтений.

На втором месте предпочтений – снова предпринимательский тип и следующий за ним – художественный. Немного увеличили свои показатели исследовательский и реалистический. Видимо, как дополнительные интересы они рассматриваются большим количеством исследуемых.

На третьем месте  - конвенциальный тип, который многие рассмотрели как дополнительные предпочтения, далее следует социальный и снова – предпринимательский, который лидирует среди показателей всего исследования. Исследовательские показатели повысили свой статус. Художественные (артистические), напротив очень сильно понизились. Видимо, будучи рассмотренными как приоритетные направления, они уже не столь важны на последующих позициях.

Обратимся к анализу общих выборов по каждому направлению и общему ранжированию профессиональных предпочтений.


Место

Тип

Кол-во человек

%

1.

предпринимательский

20

27

2.

социальный

17

19

3.

художественный

16

18

4.

конвенциальный

14

15.5

5.

исследовательскиц

11

12.5

6.

реалистический

6

8


В некоторой степени, данные исследования отражают тенденции профессиональной популярности. Рабочие специальности (реалистический тип)  в современном обществе  не востребованы. Управленцы (предпринимательский тип), специалисты, занимающиеся торговлей   (социальный тип) находятся на пике популярности.

Профессии конвенциального типа – экономисты, юристы, бухгалтера из-за их перенасыщенности уже не так востребованы.

За исследовательским типом – будущее, эти профессии только выходят на рынок, где займут свое ведущее место.

Нами не проанализированы специалисты художественного направления. Это не только профессии, но и возможность мыслить креативно, индивидуально, оригинально. В любой области, будь то техническая, естественно-научная или гуманитарная, эти качества важны и ценны. Именно поэтому для молодежи так притягательны данные предпочтения.

Опросник Йовайши «Определение профессиональных склонностей» (модификация Г. Резапкиной)

                                                                                        Диаграмма 3

Результаты  опросника Йовайши «Определение профессиональных склонностей» (модификация Резапкиной Г. В.)


По  данным  исследования можно сделать следующие выводы:

1. У подростков в 9 классе (15-16 лет) еще не сформированы профессиональные предпочтения на высоком уровне. Только 13% из исследуемой группы имеют ярко выраженные профессиональные склонности. Это крайне затрудняет процесс определения с выбором профиля, своей будущей деятельности.

Выраженная склонность проявлена лишь у 53%, что тоже говорит о сложностях выбора.

2. Крайне показательно, что из двух классов физико-математического и  химико-биологического профиля – 10 человек (33%)  имеют склонность к работе с людьми, тогда как к исследовательской деятельности склонны только 3 – 10%, к планово-экономической – 2 – 7%.  Из этого можно сделать вывод, что выбирая профиль, ученики не задумывались о своих склонностях и скорее всего шли за одноклассниками, выбирали учителей, или руководствовались другими приоритетами, которые далеки от того, чем человек будет заниматься в будущем.

3. Показательны результаты не выраженной склонности, т.е. той склонности, которая отвергается человеком. Из 30 человек, призванных в будущем глубоко изучать биологию, химию, физику или математику – у 10 человек (33%) склонность к исследовательской деятельности не выражена, у 6 человек (20%) не выражена к планово-экономической деятельности. Нет ни одного, у кого бы в той или иной мере не была выражена склонность к работе с людьми. Создается ощущение, что ученики должны были избрать гуманитарный профиль, но все оказались в физико-математическом или естественно-биологическом.

4. Из данной методики можно сделать вывод о том, что профилизация совершается очень рано (в 7 классе), когда ученик не в силах определиться со своими приоритетами. Обучение по профильным предметам  или  не раскрывает в полной мере интереса исследовательской и планово-экономической деятельностям или дает возможность понять подросткам, что это не их профиль.

5. Данные методики еще раз указывают на необходимость профориентационной работы.

Рассмотрим методики, определяющие особенности мышления.

          Методика «Тип мышления» Резапкиной Г.В.

                                                                                                  Диаграмма 4

Определение результатов методики Резапкиной Г.В. «Типы мышления»


Результаты методики:

По данным методики ясно видно, что превалирует средний уровень развития различных типов мышления. Это говорит о том, что в 9 классе (возрасте 14-15 лет) типы мышления еще не окончательно сформированы (низкий и высокий уровни выражены не так явно, как средний).

На первых местах по степени развитости стоят наглядно-образное мышление и креативность. Как это ни парадоксально, но учащиеся классов физико-математического и химико-биологического профилей показывают высокие результаты умения представлять и творить, а не логически рассуждать или писать. С одной стороны, наглядно-образное мышление и креативность крайне важны в профессии инженера –конструктора или биотехнолога, но при этом эти качества должны сочетаться с высоким уровнем абстрактного  мышления, что не происходит.

Возможно предположить, что абстрактно-символическое и словесно-логическое мышление получат дальнейшее развитие при обучении, но на настоящий момент они развиты недостаточно.

Возникает закономерный вопрос – почему? Большой объем заданий по математике и физике, химии и биологии не дает развитие этого типа мышления. Отсутствие предметов творческого характера  не смогло понизить показатели ни креативности, ни образного мышления. Не говорит ли это о цельности и гармоничности личности человека? Быть может, не развивая творческие способности, а делая акцент на развитие теоретического мышления, мы получаем обратный эффект? Парадоксально, но самое большее количество человек демонстрирует, именно, показатель низкого уровня абстрактно-логического мышления.

Опросник  Дж. Брунера «Определение типов мышления и уровня креативности»

                                                                           Диаграмма 5 

Определение результатов опросника Дж. Брунера «Определение типов мышления и уровня креативности»


Результаты методики:

По данным методики, как и у предыдущей, ясно видно, что превалирует средний уровень развития различных типов мышления. Это говорит о том, что в 9 классе (возрасте 14-15 лет) типы мышления еще не окончательно сформированы (низкий и высокий уровни выражены не так явно, как средний).

Самый высокий показатель имеет,  по данным методики, символическое мышление, которое включает как умение оперировать символами и формулами, так и  внимательность к грамматическому строю языка, т.е. может быть филологической направленности. Самый низкий уровень по данному тесту имеет креативность.

Самое большое количество человек показало низкий уровень знакового мышления, с отставанием на одного человека следуют символическое и предметное,  самое малое – образное  мышление и креативность.

Средние показатели выше всего развиты в креативном типе мышления, далее в практическом, образном; символическое и знаковое значительно отстают.

Проанализировав данные каждой методики, мы провели корреляционное сравнение, сопоставляя каждую методику с остальными. Далее выявили повторяющиеся корреляционные связи и описали их в общих выводах.

  • В нашей работе были установлены следующие корреляционные зависимости:

1) Существует прямая корреляционная связь между наглядно-образным мышлением и склонностью к практическим видам деятельности (,396*).  Люди, обладающие ручными навыками, хорошо представляют, какой результат должен получиться..

2) Словесно-логическое мышление связано со склонностью к эстетическим видам деятельности. (,394**).  Эта связь подчеркнута неоднократно различными корреляционными зависимостями: словесно-логическое – артистический тип, артистический тип – креативность.

3) Установлена прямая корреляционная зависимость между  знаковым мышлением (по Брунеру) и склонностью к работе с людьми. Эта зависимость выявлена неоднократно. Один из показателей (,378**). Эта корреляция вполне очевидна – те, кто любят общаться, могут и любят выражать мысли словесно, делают это достаточно структурировано и логично.

4) Установлена прямая корреляционная зависимость между планово-экономическими видами деятельности и символическим мышлением, которая подтверждена многократно. Один из показателей - (383*).

5) Выявлена зависимость между реалистическим типом предпочтений и конвенциальным. (372*). Корреляция, которая вызывает недоумение на первый взгляд. Мы объясняли ее способностью к точным и верным действиям, как на ручном, так и на более абстрактном уровнях.

6) Обратные корреляционные связи установлены между символическим типом мышления и склонностью к работе с людьми (-,390**). Возможно предположить, что ученые, склонные к исследовательской работе, предпочитают уединенность и минимум общения, в то время, как люди, любящие общение не представляют своей деятельности без командных видов работы.

7) Обратно пропорциональны предпочтения практической деятельности и символическое мышление. Это подтверждено многократно корреляциями между исследовательской и практической склонностями, а также между исследовательской деятельностью и предметно-действенным мышлением. Данная корреляция (-578*) еще раз подчеркивает отличие конкретности предметного мышления от глубины  и вариативности исследовательской деятельности. Предметное мышление выражается в конструкции, которая сама по себе однозначна, математически выверена,  устойчива, собрана посредством ручного труда, стабильна и однозначна. По сравнению с ней труд ученого гипотетичен, теоретизирован и абстрактен. 

8) Обратно пропорциональные зависимости выявлены между экстремальными склонностями и символическим типом мышления (-,557**).

Люди, имеющие экстремальные склонности, способны на риск, они готовы к службе в армии, экспедициям, путешествиям, спасательным мероприятиям, следственной работе. Для этих людей предпочтительным может быть названа некоторая неопределенность, проверяемая на практике, эмпирическим путем. Абстрактное мышление предполагает большую долю теоретизирования, предсказуемости, проверяемой гипотетичности. В этом может быть прослежена обратная закономерность.

9) Обратно пропорциональная корреляция выявлена между экстремальными склонностями и предметно-действенным мышлением (-,469**). Казалось бы, что люди экстремальных предпочтений могут обладать хорошо развитыми ручными навыками, т.е. «думать руками», но этой корреляции не обнаружено. Напротив, экстремальная склонность обратно пропорциональна предметно-действенному мышлению. Можно лишь предполагать, что предметно-действенное мышление конкретно и  стабильно, в то время, как экстремальные предпочтения предполагают быстроту и неординарность мышления, его открытый характер.

10) Обратная корреляция явно прослеживается между предметным мышлением и склонностям к профессиям «человек-знак» (-396*),

Данные полученные в исследовании, позволяют более точно  осуществлять профориентационную работу, помогая подросткам в процессе самоопределения.


Список литературы:

  1. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в системе образовательного процесса. Екатеринбург, 2007.
  2. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Психология" и психологическим специальностям. Москва : Академия, 2008. - 318с.
  3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры,упражнения, опросники М.: ВАКО, 2006. - 236 с.422
  4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.- М., 2000. 127с.