Специфика формирования образа семьи у спортсменов

Автор: Молчанова А. А.

АННОТАЦИЯ

Семья играет ключевую роль в формировании личности ребенка, особенно в контексте активных занятий спортом. Спортивная деятельность создает уникальные условия для развития, влияя на семейные ценности, структуры, роли и формируя устойчивые образы будущей семьи у спортсменов. Семейные мифы и стереотипы в семьях спортсменов закладывают основы поведения и ожиданий, поддерживая гармоничное взаимодействие между членами семьи. В спортивных семьях значительную роль играет совместная деятельность, направленная на поддержку ребенка, что формирует у спортсменов с раннего возраста четкие представления о роли семьи и важности взаимной поддержки. Спортсмены чаще откладывают создание семьи из-за высокого уровня занятости в карьере, однако сохраняют сильные связи с родительской семьей. Семья остается важным источником эмоциональной и практической поддержки на протяжении всей жизни. Активные занятия спортом способствует формированию устойчивого и четкого образа семьи, где ключевыми ценностями становятся взаимная поддержка, равенство и эмоциональная стабильность.

ABSTRACT 

The family plays a key role in shaping a child's identity, especially in the context of active sporting activities. Sports activity creates unique conditions for development by influencing family values, structures, roles and forming stable images of the future family in athletes. Family myths and stereotypes in athletes' families lay the foundations for behaviour and expectations, supporting harmonious interaction between family members. In sports families, joint activities aimed at supporting the child play a significant role, which forms clear ideas about the role of the family and the importance of mutual support in athletes from an early age. Athletes are more likely to postpone starting a family due to the high level of employment in their careers, but retain strong ties to the parental family. Family remains an important source of emotional and practical support throughout life. Active sport contributes to the development of a stable and clear image of the family, where mutual support, equality and emotional stability become key values.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Семейный миф, семейные стереотипы, когнитивный образ семьи, семейные ценности, психология спорта.

KEYWORDS

Family myth, family stereotypes, family cognitive image, family values, sport psychology.

УДК 159.9

ББК 88.9

Семья играет ключевую роль в формировании личности ребенка, особенно в условиях активного вовлечения в спортивную деятельность. У спортсменов семейная система адаптируется к требованиям их карьеры, что отражается в перераспределении ролей, изменении семейного уклада и формировании уникальных ценностей и убеждений. Эти особенности способствуют созданию устойчивых когнитивных образов и семейных мифов, которые определяют модели взаимодействия и восприятие будущей семьи. Изучение специфики формирования образа семьи у спортсменов позволяет глубже понять, как спортивная деятельность влияет на личностное развитие и выборы в семейной жизни.

Семейные мифы – неосознанные устойчивые убеждения, верования семейной системы, которые формируются в течение примерно трех поколений. Они усваиваются еще в детстве и проявляются в кризисные моменты (напр., вхождение в новую семью, рождение ребенка, переезд, трансформация структуры семьи и др.) в определенных поведенческих реакциях [3]. При создании уже собственных семей определенно есть риск столкновения у партнеров собственных устоявшихся семейных мифов, поскольку сформированные в их семьях мифы могут быть противоположными по содержанию [1].

Отмечается то, что семейные мифы не являются рациональными механизмами и носят эмоционально-ценностный характер, где главную роль играет далеко не сознательная деятельность людей, а различные архетипы и традиции семьи [10]. То есть семейные мифы носят скорее негативный характер по отношению к развитию системы, которые проносят деструктивные формы поведения сквозь поколения. Кроме того, некоторые исследователи относят семейные мифы к защитным механизмам семейной системы, главная функция которых – скрывать от членов семьи отвергаемые образы и создавать некий «идеал» семейной системы.

Т.М. Мишина использует в качестве синонимов «семейному мифу» понятия «Мы» и «Образ «Мы», обозначающие определенное целостное самосознание семьи и обеспечивающие согласованность между собой взглядов членов семьи и семейной системы в целом. «Образ «Мы» может быть: 1) адекватным (способствует выработке стиля жизни семьи); 2) неадекватным (поддерживает идеализированные представления членов семьи друг о друге, при этом смещая фокус с каких-либо внутренних конфликтов и неудовлетворенные потребности, ожидания) [4]. В данном контексте семейный миф понимается как негативный компонент, в основе которого лежат деструктивные эмоции, объединяющие членов семьи (страх, ненависть, вина и пр.) и характерные преимущественно для дисфункциональных семей, в то время как «Образ «Мы» согласовывает позиции членов системы в гармоничных семьях.

В научной литературе можно выделить следующие семейные мифы:

  • «Мы все очень дружная семья»: вытеснение негативных эмоций, чувств, конфликтов в семейной системе, отчужденность от окружающих ради поддерживания мифа о счастливых и гармоничных отношениях внутри системы.
  • «Мы – семья героев»: детей воспитывают крайне строго и с гордостью за предков (т. к. они в свое время спасали семью в трудных ситуациях и выводили ее на более высокий уровень). Все чувства и эмоции, как правило, остро переживаются, кроме того, преодоление трудностей со временем становится потребностью членов семьи, даже если это уже неактуально.
  • Нередко предыдущий миф переходит в миф «Мы – спасатели»: для человека жизненно важно кого-то спасать: иногда спасают действительно больных людей (родственники алкоголики, инвалиды и др.), а в некоторых случаях это условие создается искусственно «спасателем».
  • и др.

Таким образом, семейный миф влияет не только на поведение членов семьи, но и на образ жизни всей семейной системы, т.к. мифы принимаются и поддерживаются всеми родственниками.

Стереотипы в семейной системе – составляющая социальных стереотипов, т.е. упорядоченных, культурно обусловленных образов и представлений определенной группы людей (в данном случае семейной системы), подразумевающих некие знания, установки поведения. Данные образы активно используются людьми при столкновении со сложными объектами или ситуациями, защищая самооценку, ценности и приоритеты. Отличительной чертой стереотипов от мифов становится эмоционально-оценочный характер, поскольку в их основе лежат именно оценочные суждения (делающие стереотипы зачастую нерациональными [4]).

Кроме того, стереотипы в семейной системе (1) устойчивы, но способны изменяться в случаях сильной деформации получаемой информации (напр., через СМИ); (2) согласованны между членами группы; (3) могут быть деструктивными и при этом содержать в своем ядре некое объективное знание («традиционная бессмыслица») [9]; (4) обладают выраженным редукционизмом и упрощенностью знаний, не дающим возможности учитывать реальные условия и особенности [4].

Формирование как мифов, так и стереотипов происходит в детстве при косвенном взаимодействии и наблюдении за поведением членов семьи, в особенности значимых взрослых. Стереотипы начинают использоваться ребенком еще до того, как он осознает содержание и особенности групп, к которым принадлежит, что позволяет защитить его от большого информационного потока при столкновении с социумом.

При рассмотрении стереотипов в контексте семейной системы важно учитывать гендерные стереотипы (такие как маскулинность и феминность при распределении ролей не только в труде, но и в семье). Так полоролевая дифференциация в современном мире обусловлена не биологическими паттернами, а культурой, принятыми в ней нормами и правилами. Устоявшаяся модель подобного распределения: мужчина несет ответственность за материальное обеспечение (финансы, наличие и состояние дома и пр.), а женщина – за быт, уход и воспитание детей.

В настоящее время в разных странах нередко можно наблюдать деформацию полоролевой структуры семейной системы, проявляющуюся в том, что мужчина становится «домохозяйкой», в то время как супруга берет на себя материальное обеспечение семьи. Однако возможен и другой, более благоприятный вариант, когда мужчина приобретает качественно новую роль, становясь также другом детей и в некоторых делах (связанных с хозяйством и детьми) помощником своей жене. Подобная ситуация более эффективна в семейной системе, поскольку уменьшает количество возможных конфликтов между супругов касаемо ролей.

Для того, чтобы понять специфику формирования образа семьи у спортсменов обратимся также к когнитивным образам и семейным ценностям у людей, вовлечённых в активные занятия спортом. Возможность произвольного составления ярких и четких образов, сохраняющихся в памяти и при необходимости воспроизводящихся – неотъемлемая часть любого спортивного процесса. Нередко спортсмены используют когнитивный и мотивационный умственный образ. Подобное представление ситуации успеха позволяет им справляться с тревогой, повышать уверенность в себе, усиливать внутренний контроль и значительно улучшать результаты не только на тренировках, но и на соревнованиях (в ситуации неопределенности, когда можно положиться исключительно на себя и свои силы) [6]. Можно сказать, что деятельность спортсмена, зачастую включающая непредвиденные ситуации, предполагает широкое использование символических образов, позволяющих быстро принимать решения и действовать незамедлительно, получая удовольствие от процесса [7]. Можно предположить, что даже после окончания карьеры профессиональные спортсмены продолжают использовать технику умственных образов (в качестве эффективного инструмента по борьбе с неопределенностью) намного чаще людей, не вовлеченных в спортивную сферу.

В каждой семье, в том числе и в спортивной, существуют свои «семейные ценности», под которыми в широком смысле понимается совокупность семейных принципов, образов, нравственных норм и правил, оказывающих влияние на качество взаимодействия членов семьи и допустимые формы поведения. Именно ценности, преобладающие в семье ребенка, играют важную роль в дальнейшем формировании образов и представлений о его собственной семье. Так, с детства наблюдая и интериоризируя ценности, установки, «идеальный» образ семейной системы, человек начинает создавать собственные модели семьи [12].

С раннего детства семья спортсменов включена в жизнь ребенка (следит за расписанием тренировок, отвозит на соревнования, обеспечивает участие в сборах, меняет свой ритм жизни, распределение бюджета и т.п.). По мере взросления дети, активно занимающиеся спортом, осознают ценность семьи, ее вклад в свою карьеру, важность семейной поддержки, что, вероятно, способствует наличию у спортсменов уже в юношеском возрасте достаточно структурированного образа своей будущей семьи [5]. Согласно исследованию Разгуляевой М.А., наиболее распространенным вариантом структуры семьи у спортсменов является: муж, жена и два ребенка [8].

В случаях, когда многие люди, не занимающиеся спортом, начинают создавать собственные семьи (в возрасте 20-25 лет), у спортсменов отмечается «отсрочка» данного процесса (особенно характерно для тех, кто еще продолжает в это время свою профессиональную карьеру, т.к. спортивная и учебная деятельности занимают большую часть их времени). В подобных случаях создание семьи воспринимается многими спортсменами как препятствие их профессиональным успехам. При этом для спортсменов при создании собственной семьи продолжает быть актуальна поддержка старших поколений (родители / прародители). Люди, вовлеченные в спортивную сферу, осознают ценность своей семьи и рассчитывают на ее поддержку даже после сепарации от родителей. В семьях спортсменов также наблюдается равнозначность всех членов семьи, однако с рождением детей, существует риск резкого переключения внимания на них и реализацию собственных амбиций за счет ребенка [12].

Таким образом, умственные образы прочно входят в жизнь любого профессионального спортсмена, они дают возможность контролировать эмоции в неопределенной ситуации, уменьшая тревогу и другие негативные эмоциональные реакции. Сам процесс формирования образов доставляет спортсменам удовольствие, что, возможно, сказывается в дальнейшем на образе собственной семьи. Наряду с этим, спортсмены осознают ценность своей семьи и ее влияние на профессиональные успехи, что так же влияет на четкий образ будущей семьи в поисках надежной опоры и разрешения неопределенности в совершенно новой ситуации.

Выводы:

  • Семейные мифы и стереотипы, формирующиеся в течение нескольких поколений, играют важную роль в структуре семей спортсменов. Эти убеждения влияют на поведение и ожидания членов семьи, формируя устойчивую основу взаимодействий и адаптационных стратегий в сложных жизненных ситуациях, включая спортивные успехи и трудности.
  • С раннего детства семья активно поддерживает ребенка-спортсмена, участвуя в организации тренировок, соревнований и других спортивных мероприятий. Это способствует формированию у спортсменов четкого и структурированного образа будущей семьи, основанного на ценности поддержки, равноправия и взаимодействия всех членов семьи.
  • Когнитивные образы, являющиеся неотъемлемой частью спортивной деятельности, помогают спортсменам справляться с тревогой, повышать уверенность и контролировать эмоции в условиях неопределенности. Эти образы продолжают активно использоваться даже после завершения профессиональной карьеры, что способствует разработке устойчивых моделей семейного поведения.
  • У профессиональных спортсменов процесс создания собственной семьи часто откладывается из-за высокой занятости в спортивной карьере. Тем не менее, спортсмены сохраняют сильную связь с родительской семьей, продолжая рассчитывать на ее поддержку даже после сепарации.

Заключение:

Формирование образа семьи у спортсменов проходит под влиянием уникальных факторов, связанных с их профессиональной деятельностью. Система ценностей, поддержка семьи и использование когнитивных образов играют важную роль в создании четкого и устойчивого представления о будущей семье. Спортсмены стремятся к созданию надежной семейной структуры, которая обеспечивает эмоциональную стабильность и поддержку, помогая адаптироваться к новым жизненным вызовам.

Список литературы

  • Ванюхина Н.В., Семенова-Полях Г.Г. Психологическая готовность молодежи к брачно-семейным отношениям: сравнительный аспект// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 1(18). Т.6. С. 306-309.
  • Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
  • Варга А.Я. Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 1. С. 33-38.
  • Ивченкова М.А. Особенности влияния социальных стереотипов на супружеские отношения в современных российских семьях // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 80–83.
  • Клименко А.А., Штайн И.В., Акоп К.С. Исследование участия родителей в формировании спортивной мотивации детей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 104-108.
  • Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена: научная монография / А. Н. Веракса [и др.]. – М.: Спорт, 2016. – 208 с.
  • Психология спорта: монография / Под ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Тоневицкого. – М.: МГУ, 2011. – 424 с.
  • Разгуляева М.А. Исследование молодежных семейных ценностей студентов-спортсменов Новосибирска // наука. технологии. инновации. 2022. С. 96-99.
  • Синельникова А.П. Понятие и сущность стереотипа // Вестник науки. 2022. № 12(57). Т. 1. С. 347-350.
  • Смирнова Э.В. Роль семейных мифов в формировании внутренней картины здоровья студенческой молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2020.
  • Эйдемиллер Э.Г., Юстицких В. Психология и психотерапия семьи. Перев. с англ. Н.М. Падалко. / М. : Независимая фирма "Класс" 1995-272 с.
  • Юнель, С. А. Идеальный образ будущей семьи у юношей и девушек студенческого возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 6. С. 1-12.