Сказкотерапия в работе с зависимыми от психоактивных веществ (ПАВ)

Автор: Кирина Н. С.

Аннотация: в данной статье представлен один из методов работы с зависимыми от алкоголя и наркотиков при помощи сказок и метафор. Сказкотерапия как один из эффективных способов работы с патологическими психологическими защитами зависимых людей.

Ключевые слова: сказкотерапия, метафора, зависимость, психоактивные вещества, ПАВ, психологические защиты.

Идея написания статьи родилась во время очередной групповой работы с людьми, страдающими от алкоголизма и наркомании. Работая много лет с проблемой зависимости от психоактивных веществ приходится пробовать много разных психологических подходов, и часто невозможно работать в каком-то одном направлении, так как проблема многогранна, многослойна, очень болезненна для самого человека, страдающего тяжелой зависимостью, для его близких и для общества в целом.  Постепенно в своей практике я стала обращать внимание на то, что часто использую метафору и сказки, точнее, что использование некоторых сюжетов сказок и метафор дают хороший результат. Использование в работе подходов сказкотерапии и применение метафор - это хороший способ говорить просто о сложном с точным попаданием в «нужное место» человеческой души.

В народной традиции сказка/метафора тысячелетиями используется как воспитательный, развивающий, коррекционный и обучающий материал. За кажущейся простотой сказки скрывается многозначность, многозадачность, сказка, касается гуманитарных вопросов как глобального характера, так и локального социума. Основные понятия: любовь, жизнь, смерть, судьба, через них проявляется добро и зло как основы сказки. [1]

Любая сказка обладает важнейшей чертой – метафоричностью. Метафора необходима как эффективное и нестандартное средство общения, привлечения внимания, убеждения, неявного влияния; активизации творческих способностей; самоанализа и достижения целей; управления эмоциями. Язык сказочных метафор, будучи универсальным языком человечества является как бы сундучком с сокровищем, при этом каждый видит только то сокровище, которое способен найти.  С помощью метафоры определяется отношение к тому или иному персонажу и месту действия. Сам язык героев немыслим без метафоры. Метафора обладает «свойством преломления», меняет восприятие мира. Она позволяет увидеть не только измененные формы и размеры, но и разглядеть новое содержание в обычных вещах. Метафора лежит в основе мышления и может быть применима для развития мышления.  Благодаря метафоре, мозг человека быстрее находит взаимосвязь между предметом и прошлым опытом. Метафора позволяет создать объемные живые образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В метафоре собираются свойства далеких друг от друга предметов, часто непохожих: цвета, формы, объём, назначения, положения и т. д. Секрет метафоры в том, что она разрывает шаблоны. В метафоре много ярких описаний, событий. Задействованы аудиальные, визуальные и кинестетические предикаты. Чувственный язык метафоры доступен и прост в понимании. В сложной метафоре есть сюжет и скрытый смысл. Сюжет созвучен проблеме, но не отражает ее как зеркало. Это помогает рассказчику войти в доверие к слушателю, присоединившись к реальной проблеме. Кроме этого сюжет дает возможность отвлечь сознание слушателя от переживаний по поводу проблемы. Метафора обладает качеством «смягчения», облегчения восприятия болезненной информации. Пока сознание сосредоточенно и увлечено содержанием сюжета, подсознание раскрывает значение символов, вплетенных в метафору. К концу сказки сознательные и подсознательные процессы становятся созвучными и создают новую поведенческую реакцию. В метафоре есть встроенные внушения и команды. Это могут быть команды на внимание, решительность, уверенность, спокойствие, радость. Они вписываются в сюжет так, чтобы остаться незаметными для сознания. Их невозможно уловить на слух. Команды получают прямой доступ в подсознание и оказывают мягкое, но эффективное воздействие на психические процессы. Это позволяет сообщить важную для клиента информацию о желательных формах поведения, важных ценностях, нравственных нормах таким образом, что всякая пафосность и морализаторство исключаются. [2]

Зависимость от алкоголя и наркотиков,  пожалуй, одна из самых сложных и актуальных проблем в мире и в нашей стране. Большое количество семей страдают от этой беды. Часто то, что происходит с зависимым человеком и то, что происходит в семьях зависимых людей похоже на войну, только борьбу ведут все по одиночке, а как известно, один в поле не воин…

Что такое зависимость? Зависимость от алкоголя и наркотиков это злоупотребление  веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности. Синдром зависимости (СЗ) -  комплекс поведенческих, познавательных и физиологических симптомов, который возникает после повторного использования вещества и включает сильное желание принять его; трудности в контролировании его употребления; упорное продолжение его использования, несмотря на пагубные последствия;  предпочтение употребления психоактивного вещества (ПАВ) в ущерб другим видам деятельности и выполнению обязанностей; возрастание допустимых пределов употребления и иногда состояние абстиненции. Синдром зависимости может быть по отношению к определенному веществу (например, табаку, алкоголю), классу веществ (например, опиоидным наркотикам) или широкому ряду фармакологически различных психоактивных веществ (определение по МКБ -10) [5]

К психоактивным веществам относят химические препараты и средства, которые при приеме вызывают измененное состояние сознания. Каждый из веществ может вызывать свой эффект – расслабляющий, седативный, успокаивающий, или напротив – возбуждать, веселить и стимулировать повышенную работоспособность. Часто, первые эксперименты с психоактивными веществами кажутся человеку настолько приятными, что он начинает их повторять, а со временем это приводит к болезненному пристрастию. Поначалу человек может и не чувствовать никаких особых симптомов, но как только он ощущает патологическое влечение к веществу, начинает развиваться болезнь – зависимость. Современный спектр ПАВ довольно широк и многообразен, некоторые из них считаются безобидными, и легально продаются, другие официально запрещены законом, и распространяются только на черном рынке, но с точки зрения медицины это не играет никакой роли, ведь любая зависимость проходит ряд общих механизмов и закономерностей, поэтому и лечение, и профилактика зависимости от различных ПАВ имеет многочисленные сходства.

Зависимость глазами психолога отличается от врачебных взглядов, хотя и не противоречит им, отличается от бытового мнения, от взглядов полиции и суда. Психолог, занимаясь алкогольной и наркотической зависимостями видит эту проблему более глубоко, масштабно.  Зависимость многогранна, многослойна и очень важно открыть как можно больше граней этой проблемы и начать их решать. Осложняется процесс выздоровления тем, что не имеет простого лечения, как например, в случае с теми заболеваниями, где достаточно курса лечения фармацевтическими препаратами или можно использовать превентивные меры – вакцинацию. Это заболевание  требует  медицинского, психологичекого и социального подхода.

По какой-то причине человек выбирает этот разрушительный путь – употребление психоактивных веществ, несмотря на то, что с самого детства говорят, что наркотики и алкоголь - это плохо и опасно. Это известно всем, и всё же люди начинают разрушать свою жизнь, жизнь близких, разрушать мир вокруг. Читать нотации, упрекать, выставлять какие-либо требования или даже шантажировать зависимого - заранее проигрышное дело, ему и так плохо и он знает, то, что с ним происходит это плохо, только зависимый еще и чувствует, что он не в состоянии что-либо изменить. Люди находящееся рядом с зависимым часто уверены, что это «вредная» привычка. Незнание особенностей протекания болезни порождает много мифов, которые только усугубляют ситуацию. Это осложняет работу психолога, психологические защиты внутри человека выстроены прочно как высокие стены, защищающие замок от врагов, только враги эти внутри. Уникальность применения методов сказкотерапии в работе с зависимыми людьми заключается в том, что появляется возможность обойти эти защиты наиболее безболезненно для человека, соответственно это ускоряет процессы осознания того, что с ним происходит и как выходить из этой тяжелой ситуации, а также упрощает установление психологического контакта и увеличивает степень доверия к специалисту, а это, пожалуй, самое важное в работе.

Хочу представить один из основных мифов о зависимости и разобрать его: 9 из 10 зависимых считают, что если не думать о спиртном или наркотике, то можно как-то избавиться от этого, но как показывает опыт работы это одна из главных ошибок. Часто зависимый говорит, что чувствует себя хорошо и уже несколько месяцев, не употребляет ПАВ и даже не думает об употреблении ни сейчас на приеме, ни в жизни вообще. Этот момент, и есть проявление болезни, срабатывает психологическая защита, свойственная  зависимым людям – отрицание, не думая о своей проблеме, он как-бы ее аннулирует. В таком случае хорошо использовать притчу, проверенную годами работы с зависимыми:

Притча «Я не думаю о красном».

Жил на свете правитель города и славился он тем, что был мудрым и ходили горожане к нему за советом. И советы эти были хороши. Но однажды в город пришел мудрец путешественник. И стали доходить до правителя слухи, что мудрец оказался мудрее правителя и советы его лучше, обидно стало правителю и решил он вызвать на состязание мудреца. Мудрец принял его приглашение, и они договорились встретиться ранним утром на городской площади и пусть народ решит, кто является более мудрым. Собрался народ утром на площади, приехал правитель, пришел мудрец. Правитель обратился к мудрецу:

- Ты мой гость, и поэтому я предлагаю тебе придумать задание, чтобы стало понятно кто из нас мудрее и решить это спор.

- Хорошо, сказал мудрец, давай целый день не думать о красном.

Повернулся, вышел из толпы и пошел по своим делам в городе.

А правитель весь день сидел на площади и повторял: «я не думаю о красном, я не думаю о красном». К концу дня мудрец вернулся на городскую площадь и правитель ему гордо говорит:

- Я весь день не думал о красном

На что мудрец ему ответил: «Как только ты сказал, я не думаю о красном, ты в ту же секунду подумал о красном».

Таким простым способом можно показать человеку, как заболевание обходится с ним, и что есть проблемные точки, с которыми необходимо работать. Эта притча особенно хорошо работает в группе, участники, которые уже слышали эту метафору, делясь своим опытом, помогают новичкам освоить это понимание или же можно совместно психологу и группе разобрать этот феномен. Работая через сказку или метафору появляется возможность работать с той частью души человека (зависимого), которая очень далеко спрятана, бессознательна, и которая на самом деле остается единственно «живой», и именно через эту часть и начинается путь выздоровления, путь выхода из тупика. Тем не менее, процесс изменений остается чрезвычайно сложным и болезненным и требует готовности как от самого зависимого, так и от психолога. Нельзя спешить или торопить зависимого, важно, чтобы знакомство с самим собой проходило медленно, так как психологические защиты слишком сильны, а тревожность слишком велика и есть опасность, что человек просто не справится с этим потоком эмоций и боли. Даже минимальные изменения важно отмечать и поддерживать, так они и являются основным ресурсом для дальнейшего путешествия к себе. И тут опять на помощь приходят притчи: «Человек, который перенес гору с одного места на другое начал с меленьких камушков», «Дорогу осилит идущий» и другие, таким образом, показывается, как важно проходить путь выздоровления медленно обращая внимание на каждое событие и действие которые приносят положительный результат и получать удовольствие от этого. Необходимо собирать свои маленькие успехи как бусинки в ожерелье, тогда это становится мощным ресурсом для того чтобы справляться с трудностями и болью.

Боль сопровождает человека попавшего в трудную ситуацию постоянно, а постоянно терпеть это состояние крайне тяжело. Боль буквально лишает человека физических, эмоциональных и духовных сил. В какой-то момент человек перестает верить, что может справиться с болезнью. Окружение зависимого, также часто не способствует поддержке, так как сами близкие мало, что знают об этом заболевании. И тогда, когда у зависимого получилось отследить тягу и справиться с ней – это победа, или получилось не ответить на телефонный звонок соупотребителя (человека, с которым вместе употребляют ПАВ) – это победа. Получилось, что-то хорошее сделать ля себя – это тоже победа.  А так как в жизни было очень много поражений, эти победы не замечаются или обесцениваются. И вот тут опять важно вернуться в метафору, и с помощью психолога зависимый начинает собирать и ценить эти «камушки», и со временем они превращаются в «гору». Зависимый на таких примерах способен начать доверять и верить в то, что возможно поменять свою жизнь, возможно научиться жить без ПАВ.

Опыт работы с зависимыми людьми показывает эффективность применение сказкотерапии и других творческих методов.  Бережный обход психологических защит, легкость восприятия и запоминания, ресурсность и простота, это основные составляющие, которые могут быть применены на каждом этапе работы как химически, так нехимически зависимыми людьми.


Список литературы:


  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2007. -144с.
  2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом... М: Генезис, 2011. – 288с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000.
  4. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. – СПб.: Речь, 2008 – 264
  5. Кирина Н.С. Реферат «Возможности применения сказок в психологическом консультировании и психотерапии», М, 2017. Институт современных психологических технологий, С.8-11
  6. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Психические расстройства и расстройства поведения (F00-  F99)
  7. Холлис Джеймс Душевные омуты: Возвращение к жизни после тяжелых протрясений. М: Когито-Центр, 2008. – 113 с.