Автор: Колыгина С. С.
Аннотация: в статье рассматривается арт-терапия шерстью (фелт-терапия), как метод психологической помощи, который не ставит перед собой задачи психодиагностики и терапевтического анализа, а предполагает психопрофилактику, психологическую разгрузку, способствует активизации ресурсного потенциала человека, творческого самовыражения, запускает механизм самопознания. В статье представлена программа по арт-терапии шерстью, разработанная автором Колыгиной С.С, в основе которой лежит гуманистический, личностно-ориентированный подход, развитый Карлом Роджерсом.
Ключевые слова: арт-терапия шерстью, фелт-терапия, психопрофилактика, психологические ресурсы, самопознание, творчество.
Арт-терапия шерстью (фелт-терапия) - это нечто новое и, дающее возможность личности в атмосфере творческого процесса открыть в себе вдохновляющий потенциал, получить положительные эмоции, создать творческий продукт, сделанный своими руками (например, цветок из шерсти, как свой образ «Я», или ресурсную для себя картину «Мой мир»). Арт-терапия шерстью как метод немедицинской терапии не ставит перед собой задачи психодиагностики и терапевтического анализа, а предполагает психопрофилактику – это своеобразная психологическая разгрузка и поддержка, которая необходима и здоровому человеку. У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая творческий продукт из шерсти, он чувствует себя удовлетворенным, словно находит себя, гармонию в себе. Процесс раскладывания шерсти (рисование шерстью) не только сам по себе очень приятный и увлекательный, но носит еще и терапевтический характер. Предлагаемый способ арт-терапии заключается в предоставлении возможности изготовления творческого продукта из шерсти (например, картины, цветка, куклы), при этом осуществить свой выбор разнообразных сочетаний цветовых предпочтений материала, индивидуальной формы изделия, ее можно успешно сочетать с другими методами арт-терапии, такими как сказкотерапия, мандалотерапия, куклотерапия и т.д. Все это в совокупности отражает мировосприятие человека, его эмоции, переживания, которые отражаются утаенными от сознания символами, что позволяет человеку осуществить запуск механизма самопознания.
Темпы современного научно-технического прогресса, постоянный поток информационных и эмоциональных нагрузок ставят перед личностью принципиально новую задачу - быстро и эффективно реагировать на постоянные изменения, происходящие в современной жизни. Данная ситуация отражает острую потребность общества в личности, способной изменять стереотипные формы познания и действия. Дивергентность, оригинальность мышления, стремление к необычным решениям трактуются теперь как самые драгоценные качества личности. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных жизненных изменений и адекватно на них реагировать, человек должен сориентироваться в поисках методов и механизмов, отвечающих за «экологию» его психики (психопрофилактика).
Все это в совокупности увеличивает потребность личности в эффективном взаимодействие с психотерапией во всех ее направлениях. В силу различных ментальных особенностей человека обращение к психологу, психотерапевту сопряжено с различными видами внутреннего сопротивления (страх «оголить» собственные чувства и проблемы перед другим человеком. неуверенность, заниженная самооценка и т.д). В каждом человеке потенциально заложены творческие способности, обращение к которым утрачивается в процессе его взросления, и одним из естественных путей психопрофилактики в данном аспекте является обращение к творчеству и самовыражение личности через творческий процесс, арт-терапию.
Интересно рассмотреть сущность творчества как психологического процесса в разрезе исторического экскурса в некоторых психологических направлениях. В отношении того, что является источником творчества, какова его роль в жизнедеятельности и развитии человека, есть различные точки зрения: психоаналитическая теории творчества (З. Фрейд, К. Юнг) рассматривает два аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты творчества. Мотивы творчества связаны с эросом (влечением к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество – это сублимация, т. е. перенос секс. энергии в творческую созидательную деятельность, а бессознательное – самая «творческая» часть психики. С позиций гештальтпсихологии творчество – это когда в единое целое сходятся все гештальты и происходит озарение.
Представителями гуманистической психологии творчество рассматривается как образ жизни человека (а не только как решение конкретных задач), а сам человек - как творец собственной жизни. (Э. Фромм, Г. Олпорт и др.) Э. Фромм, например, определяет творчество как способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [11].
По А. Маслоу, «творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения» [8]. Способность к творчеству является врожденной (деревья дают листья, птицы летают, человек творит»), она заложена в каждом и не требует специальных талантов, поэтому творческими могут быть все. Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование» [7].
В статье "Принцип творческой самодеятельности» С.Л. Рубинштейн раскрывает суть деятельностного подхода к понятию творчества и начинает разрабатывать его философский, педагогический и психологический аспекты. Сущность этого подхода сам автор прежде всего усматривает в том, что " субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».
Итак, творческую деятельность можно определить, как специфический вид активности человека, в которой возникают новые знания, способы действия, решения, материальные продукты, и творчество как «универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения», это и созидание нового, это и механизм развития личности. А.И. Копытин говорит о тенденциях в современной арт-терапии и ее роли в настоящее время в обществе: «Забота о человеческих ресурсах неотделима от совершенствования медицинской и социальной помощи, в том числе, путем внедрения эффективных методов профилактики, лечения и реабилитации психических и соматических заболеваний. В настоящее время кардинально меняется концепция медицинской и социальной помощи. Она все больше ориентируется не только на лечение болезней или решение проблем людей, но и на поддержку их внутреннего потенциала жизнестойкости, в том числе, и за счет творческой деятельности» (Электронный ресурс)/ [6]
В творческом процессе и вскрываются многие проблемы, которые были глубоко скрыты в человеке, а метод арт-терапии позволяет мягко и безболезненно для человека скорректировать его отношение к ним в позитивную сторону, поняв смысл своих проблем, по-новому посмотрев на них и найти пути выхода, а предлагаемый материал, (непряденая овечья шерсть), благодаря своим свойствам (мягкость, пластичность, теплота, и т.д) еще более располагает человека к позитивному и заботливому отношению к себе и окружающим, позволяя тем самым человеку осуществлять психопрофилактику, что благотворно влияет на физическое и психическое здоровье . Терапия шерстью базируется на здоровом (ресурсном) потенциале психики человека, и обращаясь к его ресурсам, к силе вдохновения, способствует адаптации к новым моделям поведения (например, преодолению своего страха встречи с чем-то новым и неизведанным, каким и является очень часто на занятиях используемый материал – непряденая шерсть) и развитию креативности.
Особенности используемого материале в работе с шерстью: во-первых, овечья непряденая шерсть - это натуральный материал с живительной энергетикой: теплый, мягкий, экологически чистый, благотворно влияющий на здоровье, что было замечено и используемого еще в древности. Шерсть согревает, успокаивает, наполняет энергией, позитивными эмоциями, приятными тактильными и эстетическими ощущениями, снимает стресс и психическое напряжение, т. е. дает тепло для тела и души. Во-вторых, общение с данным материалом вдохновляет человека на творчество, самореализацию и освоение удивительных возможностей применения шерсти в ее новом качестве. В-третьих, сила энергии шерсти приумножается воздействием цвета (цветотерапия). Натуральные краски и естественные цвета несут свою терапевтическую энергетику. Цветовая гамма шерсти вызывает у человека множество чувств и эмоций: одни цвета способствуют успокоению и умиротворенности, другие поднимают жизненный тонус, в целом снимая усталость, напряжение, уровень тревожности, агрессию. С первых шагов в этом творческом процессе некомфортное эмоциональное состояние человека изменяется на спокойное и радостное, чем, безусловно, улучшает его самочувствие в целом. Позитивный результат от занятий есть у каждого человека, но он индивидуален и во многом зависит от того состояния, в котором человек пришел на занятие.
Арт-терапия шерстью в рамках реализации различных программ объединяет ряд практических упражнений с использованием этого необычного и нового материала. Натуральной овечья шерсть разных цветов предусматривает различные формы работы и может применяться дифференцировано в зависимости от разных возрастных групп и разных целей, начиная с самопознания себя в творческом процессе, получения позитивных эмоций, заканчивая созданием готового изделия, отображающего состояние личности, и мягкой коррекцией его с негативного на позитивное. Автором данной статьи разработана программа по арт-терапии шерстью, зарегистрированная в реестре авторских прав, в процессе реализации которой осуществляется гуманистический личностно-ориентированный (человекоцентрированный) подход, развитый Карлом Роджерсом, где каждый человек – самобытная личность, обладающая своими способностями и чертами характера, «обладающий самоценностью, достоинством и способностью к самоуправлению» [10].
Работа с шерстью полезна широкой аудитории (мужчинам и женщинам, детям и подросткам, людям пожилого возраста), особенно рекомендуется женщинам в силу исторически традиционной предрасположенности к рукоделию и детям в связи с необходимостью развития мелкой моторики через кончики пальцев.
Фото 1. Контакт с шерстью непосредственно через кончики пальцев.
Арт-терапию шерстью можно порекомендовать людям, чьи профессии связаны с интенсивным общением с людьми (медицина, образование, сфера обслуживания, офисные работники) в качестве профилактики от профвыгорания, также школьникам и студентам, которые испытывают большие учебные нагрузки. В групповом формате арт-терапия шерстью может быть порекомендована в работе с семьями, особенно полезна работа родителей с детьми в совместном творчестве для формирования эффективных взаимодействий внутри семьи, в работе с трудовыми коллективами - для улучшения климата в коллективе, и профилактики при стрессах, формирования гибкости мышления, креативности для решения производственных задач, в тематических группах для развития творческого потенциала в формате творческих мастер-классов.
Создать из шерсти свое состояние, например, в мандале, или в картине, или в цветке, а потом, рассматривая и исследуя продукт своего творчества, внутреннее чувство гармонии подсказывает человеку, какие изменения нужны его творению, и этот мягкий податливый материал дает такую возможность – преобразовать уже созданное. Корректируя форму или цветовую гамму мандалы, цветка или картины, человек фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему, активизируя метафору «все в моих руках» относительно себя. С помощью данной техники работы с шерстью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции человека: любовь, обиду, злость, страх, радость и т. д., в связи с тем, что сама методика арт-терапии, в том числе и предлагаемая, базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он создает свой творческий продукт.
В качестве примера приведу одно из практических упражнений на тему: «Женщина подобно раскрывшемуся цветку, или путь от мандалы из шерсти к цветку, как образу «Я».
Вот лишь некоторые задачи, которые можно попробовать решить для себя в творческом процессе:
Цели:
Теплота, нежность, мягкость, яркость, легкость – это присуще большинству женщин, и все это мы можем ощущать своими руками, работая с шерстью. Это упражнение на тему « женщина – раскрывшийся цветок, или образ «Я» в цветке, выглядит следующим образом: каждому участнику программы предоставляется возможность выбора цветового предпочтения овечьей шерсти из имеющегося набора цветовой гаммы исходя из состояния индивидуума на настоящий момент (цветотерапия), создания своей мандалы из шерсти: одной или даже двух (две - как мужское и женское начало, Инь и Янь, рациональное и иррациональное и т. д), (фото 2), ведь мандала, созданная в любой технике (как рисунок в круге) отражает индивидуальные особенности автора – его психическое состояние, отношение к миру и самому себе, его ресурсы и потенциал.
Фото 2. Используя шерсть разных оттенков каждый выкладывает свои мандалы – одну или две (рисунок в круге).
Скрепление волокон друг к другу осуществляется с помощью пальцев рук и мыльного водного раствора, что позволяет осуществить погружение в медитацию, и таким образом происходит создание и закрепление в виде такого материала индивидуальной мандалы в шерсти таким древшейшим методом изготовления материала- «сваливанием» волокон шерсти, этот метод берет свое начало еще во времена скифов и кочевников, которые еще до ткачества изготавливали себе и жилище, и ковры, и одежду и т. д. из шерсти животных.
Соединив свои две мандалы в одно целое, трансформируем их в цветок, исследуя свой творческий продукт (цветок), наполненный энергией и личностным потенциалом (фото 3), человек включает механизмы самопознания через образы: что цветок напоминает о себе? Какие чувства и ассоциации он вызывает? Что привлекает в нем, а что нет? Возможно, человек захочет что-то в нем изменить, улучшить, а затем и в себе тоже.
Фото 3. Автор мандалы с цветком
Поместив свой цветок в общий круг и, создав общую композицию «клумбу цветов» (фото 4), мы можем исследовать наши взаимодействия в группе и улучшить таким образом наши стратегии межличностных взаимодействий с окружающими нас людьми.
Фото 4. «Клумба цветов»
Некоторые участники программы делятся, «что почувствовали себя творцами, волшебниками, создающими красоту своими руками», что испытывали «радость, детский восторг от самого процесса, гордость за себя».
И еще, созданный творческий продукт (цветок или картина) имеет практическое применение (фото 5), например, каждый участник, создав свой цветок, может использовать его как талисман, украшение в одежде и интерьере, полученные навыки техники изготовления материала можно применять для изготовления разных декоративных изделий и одежды.
Фото 5. Практическое применение изделий
Еще одно интересное и увлекательное упражнение - создание ресурсной картины «Мой мир», а для детей картины на тему: «Я - творец, волшебник» в технике живопись шерстью, как самовыражение личности в творчестве. Техника “живопись шерстью» представляет собой разновидность арт-терапии, относится к методу изотерапии. Рисование шерстью дает позитивный психологический эффект, что полезно для здоровья, и значит относится к здоровьесберегающим техникам. Её цель – абстрагируясь от житейской суеты, дать человеку отдохнуть в творчестве, обратившись к своей ресурсной составляющей и подзарядиться вдохновением. Наблюдая за своими ощущениями во время рисования шерстью, получается медитация на тему какой мир я «создаю своими руками». По окончании работы задается вопрос: «Все ли устраивает в работе? Ведь твоя работа, как и жизнь, в твоих руках, и только ты сам можешь все изменить в ней, ведь ты главный волшебник».
Фото 6. Фантазийная картина из шерсти «Мой теплый мир»
Шерсть – такой материал, который позволяет вносить изменения в свою работу в любое время, даже после длительного времени, не нарушая весь сюжет и всю картину, что тоже само по себе терапевтично. Когда картина готова, это может быть пейзаж (фото 6), это могут быть цветы, или философская абстракция - не важно, важно то, что это отражение внутреннего мира человека. Унося свою картину «Мой мир - это …» со своим новым названием, созданную своими руками, в свой реальный мир, человек обретает ощущение, что в творчестве возможно «создать мир своими руками», то есть изменить жизнь к лучшему. Этот опыт, эти ощущения продолжают влиять на реальную жизнь человека после выполнения творческой работы с шерстью. Арт-терапия шерстью (фелт-терапию) можно успешно сочетать с другими методиками арт-терапии, такими как сказкотерапия, мандалотерапия, куклотерапия и т. д.
Таким образом, мягкое и естественное погружение в свой собственный внутренний мир в рамках творческого процесса арт-терапии шерстью является бережным, абсолютно безопасным, что дает право говорить о полезных свойствах данной техники в качестве релакс-терапии для любых возрастных категорий (ребенок, подросток, взрослый, пожилой человек и т. дю). Каждый участник занятий по арт-терапии шерстью, даже не имея особенных навыков рисования, может почувствовать себя художником, стать наблюдателем, прежде всего своего «внутреннего мира», а со временем инициирует ощущение себя как личности в процессе творческой терапии. Новый опыт, делающий жизнь человека ярче и богаче, проживание ситуации успеха при создании своего собственного, а значит и уникального творческого продукта из шерсти, дающий положительный эффект самопринятия и самоуважения, повышения самооценки - это лишь несколько причин, почему стоит попробовать технику арт-терапии шерстью как для себя, так и в работе со своими клиентами.
Список литературы: