Особенности ценностных ориентаций в психологической науке

Авторы: Ханова З. Г. Позина М. Б.

АННОТАЦИЯ:

В статье представлены современные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций. Выделены понятия «ценностные ориентации», «ценностно-смысловые ориентации», «смысложизненные ориентации». Содержится двугрупповая концепция ценностей М. Рокича, включающая терминальные и инструментальные ценности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Личность, зрелость, психологические особенности, потребности, ценности, интересы, смысложизненные ориентации.

В жизни человека ценности занимают особое место, как в трудовой деятельности, так и повседневной жизни. Ценности личности выражаются в его характере, в поведении, общении, в культурной жизни в которой он живет и взаимодействует.

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации являются одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни».

Исследованием ценностей и ценностных ориентаций занимались многие авторы, включая исследование подростков и старших школьников. Многие отечественные и зарубежные ученые по-разному подходили к исследованию проблематики системы ценностных ориентаций личности. В. Франкл рассматривал ценности, отождествляя их со смыслом жизни. А. Маслоу рассматривает ценности с точки зрения потребностей. Ш. Шварц рассматривал ценности с позиции достижения целей, зависящих от желания индивида. Д. А. Леонтьев исследовал ценности с точки зрения мотивации. К. Клакхон рассматривал ценности сквозь призму мотивации, подверженную динамическим изменениям. В. С. Магун подходит к определению понятия ценности с точки зрения владения субъекта объектом ценности и т.д.

Ценностные и смысложизненные ориентации человека – динамичная сфера личности человека, имеющая на каждом возрастном этапе новые возможности для развития. В зрелом возрасте придание смысла собственному существованию и выстраивание адекватной ценностной иерархии является одной из главных духовных потребностей отдельной личности [1].

Современное общество требует от любого человека не только логичности суждений, четкости мировоззренческих принципов, но и верного выбора жизненных ориентиров. Умение своевременно распределить ценности в том порядке, который соответствует личностным особенностям человека и его жизненной ситуации, отражает способность к саморефлексии и наличие социально-психологической зрелости.

На сегодняшний день одной из волнующих общество ценностей является профессия, работа, карьера. Иерархия жизненных ценностей и особенности отношения к работе нередко различаются в зависимости от профессиональной сферы и социального статуса.

Проблема ценностных и смысложизненных ориентаций представлена в трудах таких ученых, как К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Б. С. Братусь, А. М. Двойнин, Л. Н. Коган, А. А. Реан, А. С. Шаров, М. С. Яницкий, В. Франкл.

Понятие и явление смысложизненных ориентаций имеют начало в теориях, объясняющих функционирование смысловой сферы личности. При этом смысложизненные ориентации содержательно включается в более широкое понятие – «ценностно-смысловые ориентации» [2].

Понятие «ценностные ориентации» было введено в 20-х годах XX века польскими учеными В. Томасом и Ф. Знанецки. В отечественной науке это понятие появилось в 60-х годах прошлого столетия в работах социологов Л. М. Архангельского, А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова, В. Д. Ольшанского, В. В. Водзинской, З. И. Файнбурга. Под ценностными ориентациями понимались общее восприятие личности тех или иных социальных ценностей, очень различных между собой: карьеры, Бога, денег, власти, закона, совести. Существует несколько точек зрения на психологическое содержание понятия «ценностные ориентации».

Существуют три подхода к изучению ценностей и ценностных ориентаций:

1. Когнитивный. Данный подход к пониманию ценностей и ценностных ориентаций делает акцент на их когнитивной стороне, либо целиком сводит эти явления к познавательным структурам.

2. Эмотивный. В подходе акцентируется внимание на ценности как некотором переживании личности [5].

3. Смысловой. Этот подход предполагает, что в основе ценностей лежат смысловые образования личности. С развитием представлений о смысловых образованиях (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, В. К. Вилюнас, Е. В. Субботский) и смысловой сфере личности (Е. З. Басина, Б. С. Братусь) получила соответствующую трактовку и психологическая проблема ценностей. Ценности стали рассматриваться как выражение личностных смыслов, как осознанные и принятые общие смыслы жизни [3]. В психологической науке получило распространение понятие «ценностно-смысловая сфера личности» [4; 6; 8].

Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем.

Говоря об отдельных теориях ценностей, необходимо отметить, что в диспозиционной концепции личности В. А. Ядова понятие ценностных ориентаций заняло одно из центральных мест: высший уровень диспозиционной иерархии образуют ценностные ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими социальными условиями жизни данного индивида [7].

Также в психологической науке очень известна двугрупповая концепция ценностей М. Рокича. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности воплощают в реальность сформированные жизненные установки и цели. В зарубежной психологии К. Роджерс подчеркивает важность постоянного изучения ценностей индивида для полноценной адаптации. Условие ценности как понятие выполняет примерно такую же логическую функцию, как суперэго в теории З. Фрейда.

Теоретический анализ исследования показал, что система ценностных ориентаций является базисной для развития личности человека. Она начинает развиваться еще в детстве, и подростковый возраст определяется как сензитивный в формировании системы ценностных ориентаций.

Отталкиваясь от понимания ценностей, смыслов, ценностных ориентаций можно перейти к специфике смысложизненных ориентаций. Смысложизненные ориентации связаны с решением человеком проблемы смысла жизни.

Итак, смысложизненные ориентации представляют собой понятие, старающееся ухватить процессуальную, динамическую сторону работы личности в отношении осмысления (наделения субъективной значимостью и смыслом) себя и собственной жизни в ходе жизнедеятельности.

 

Список литературы

1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, т. 15, № 1. С. 3-18.2. 

2. Двойнин А. М. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры: автореф. канд. психол. наук. М., 2007. 6 с.

3. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации II Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1. М.: Смысл, 2002. С. 56-65.

4. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ / URL: http://psylib.org.ua/books/maddi01/

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990

6. Шаров А. С. Жизненный кризис в развитии личности: Учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. 166 с.

7. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/35.php

8. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.