Авторы: Бар Н. С. Баклагина Д. А.
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена проблеме мотивации учебной деятельности курсантов военного высшего учебного заведения. В статье были проанализированы и рассмотрены такие понятия как «мотивация», «мотив», «мотивация учебной деятельности», специфика обучения в военном ВУЗе и юношеского возраста.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Мотивация, мотив, мотивация учебной деятельности, курсанты, юношеский возраст.
Проблемой мотивации занимались многие отечественные и зарубежные авторы. Мотивация и сегодня является одной из самых актуальных тем, что обуславливается анализом научных источников и исследований в области психологии человека. Она охватывает все уровни жизненной активности, в которую, безусловно, включается и учебная деятельности.
Авторами выделяются различные мотивы учебной деятельности, среди них можно выделить такие мотивы, как получение диплома, овладение профессией, получение знаний и общение со сверстниками. Мотивы и мотивация учебной деятельности связаны с различными факторами, например, с социально-экономической сферой жизнедеятельности и личностными характеристиками.
Курсанты медицинского ВУЗа должны овладевать профессиональными знаниями, умениями и навыками и при этом удовлетворять потребность в достижении успеха. В современном мире мотив овладения профессией становится менее актуальным, на смену ему приходят другие мотивы, например, такие, как успешная сдача сессии любыми способами. Этим фактом обосновано изучение мотивации учебной деятельности курсантов. Учебная деятельность все чаще приобретает формальный характер, доходит до того, что она ориентирована не на получение знаний.
В идеальном варианте мотивами учебной деятельности должны быть такие мотивы, как интерес к процессу накопления профессиональных навыков, постоянные саморазвитие и самообразование, усовершенствование полученных знаний и учений. Система профессионального образования постоянно меняется, она требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали актуальным стандартам подготовки высококвалифицированного специалиста. Поэтому меняются мотивы учебной деятельности, и данная проблема остается значимой.
Первым слово «мотивация» использовал немецкий философ Артур Шопенгауэр в своей работе «Четыре принципа достаточной причины». «Закон мотивации», по его мнению, является одной из форм закона достаточного основания. Мотивы «принадлежат к причинам», поэтому этот закон может быть отнесен к частному случаю более общего «закона причинности», но, стоит отметить, что он имеет специфические особенности и может носит независимый характер. Сам А. Шопенгауэр избегал отнесения мотивации к каким-либо видам причинности. Он употреблял термин «мотив» в другом смысле отличного от привычного определения в наше время. Он придавал этому слову два основных значения: непосредственное восприятие объекта или обстоятельство, которое вынуждает нас действовать тем или иным способом. Также автор считает, что мотивы носят характер причин, которые видны изнутри, т.к. каждый человек, который собирается что-либо сделать, ощущает мотивы, как собственную внутреннюю волю, которая выражается в наблюдаемых движениях тела и поступках [15].
Все определения «мотивации» можно подразделить на две группы:
первая - преподносит мотивацию со структурных позиций (в качестве совокупности мотивов),
вторая - понимает мотивацию, как динамическое образование (процесс).
Но в обеих группах мотивация – вторичное явление по отношению к мотиву. Также во второй группе, мотивация – способ реализации человеческих мотивов в жизнь, т.е. изначально появляется ситуация, позволяющая воплотить в жизнь существующий мотив поведения, и только потом возникает мотивация (процесс регуляции деятельности посредством мотива) [8].
В качестве примера можно привести, процесс образования мотивации, который зарождается с актуализации мотива (В.А. Иванников). Мотив – предмет удовлетворения. Мотив есть у индивида как бы в готовом виде, его нужно просто актуализировать (вызвать в сознании образ) [2].
До сих пор остается непонятно, что именно побуждает к деятельности – ситуация или мотив, каков механизм появления мотива, если учитывать, что мотивация появляется после появления мотива. Так, Р.А. Пилоян, писал, что мотивация и мотив взаимообусловливают друг друга, также говорил о том, что на основе мотивации складываются определенные мотивы деятельности (мотивы вторичны). При этом, по его мнению, с определенным формированием мотивов можно влиять на мотивацию в целом (мотивация появляется за счет первичных мотивов). И.А. Джидарьян пишет, что мотив – более узкое понятие, нежели мотивация, и является фоном для протекания мотивации поведения человека. Мотив актуализирует и направляет действия индивида. Но, если рассматривать данный подход, мотивация становится ненужным понятием вовсе [8].
Учебная мотивация представляет собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одна из форм которой является структура внутренней (ориентация на процесс и результат) и внешней (награда, избегание) мотивации. Большое значение имеют такие характеристики, как устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.
Общая характеристика мотивации учебной деятельности представляет собой сложный конструкт. Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность. Также учебная мотивация определяется организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося, например, такими, как возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими участниками образовательного процесса.
Как и другой любой вид мотивации, учебная мотивация системна. Ее главные характеристики – это направленность, устойчивость и динамичность. В работах Л.И. Божович отмечалось, что мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой главными могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью человека занять определенную позицию в системе общественных отношений. С возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и иерархизации. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними». При анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить главный побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Когда мы рассматриваем сферу мотивации применительно к обучению, стоит учитывать иерархичность ее строения. Таким образом в нее входят: потребность в обучении, смысл обучения, мотив обучения, цель, эмоции, отношения и интерес [3,4].
Важную роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Легкая работа, не требующая постоянного умственного напряжения, не так интересна, чем, напротив, работа, которая требует постоянного напряжения. Главное условие возникновения интереса – преодоление трудностей в учебной деятельности. Но трудность должна быть посильной, преодолимой, в противном случае интерес быстро упадет [5].
С точки зрения психологии устойчивость мотивации определяется исследованиями как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при большом варьировании факторов, которые действуют на человека. Что касается учебной мотивации, ее устойчивость – это динамическая характеристика, обеспечивающая относительную продолжительность и высокую продуктивность деятельности, как в обычных, так и в экстремальных условиях. Исследователи рассматривают устойчивость в комплексе с другими характеристиками учебной мотивации, например, такими, как сила, осознанность, действенность, сформированность смыслообразующего мотива деятельности, ориентации на процесс и т.д.
Также было установлено, что к психологическим детерминантам устойчивости можно отнести:
исходный тип мотивационной структуры;
личностная значимость предметного содержания деятельности;
вид учебного задания.
Еще было установлено, что наиболее сильными являются внутренние факторы (доминирование мотивационной системы, особенности внутриструктурной динамики и психологическое содержание мотивационной структуры) [5].
В теории черт Р. Б. Кеттелла на мотивацию деятельности человека влияют врожденные тенденции и мотивы, которые обосновываются средой. По его мнению, все действия, которые совершаются, служат для удовлетворения нескольких мотивов одновременно. Мотивация может быть объяснена с разных точек зрения: личностных факторов, которые обеспечивают определенную степень стабильности поведения в различных ситуациях; а также, настроения и способа презентации человека в данный момент времени [1,14].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в условиях обучения большую роль будут играть личностные черты курсанта, его место среди одногруппников и в глазах преподавателей, его отношения в связи с этой позицией [1,12].
Юноши, поступающие в военное учебное заведение, вынуждены отказываться от привычной жизни и поведения. Для военной деятельности характерно единоначалие, которое предполагает осознанное подчинение командованию, а также строгий регламент и расписание деятельности.
В этом случае речь идет об ограниченной свободе и активности, а также служебная иерархия, ограниченная степень реализации потребностей и интересов [11].
К особенностям обучения в военном ВУЗе можно отнести:
изучение служебных обязанностей;
совмещение обучения с выполнением служебных обязанностей, жизнь в условиях постоянной боевой готовности;
совмещение индивидуальных и коллективных форм обучения;
практическая направленность обучения;
использование реальной боевой техники и вооружения в условиях, максимально приближённых к боевым;
актуализация духовных, интеллектуальных и физических ресурсов курсантов, их самостоятельности, активности, смелости и решительности;
жесткая регламентация учебной деятельности, точный подход к содержанию, организации и методике воинского обучения и воспитания;
выполнение заданий, специфичных для разных видов Вооруженных Сил и родов войск [10].
Юношеский возраст выделяется в отдельную категорию и представляет собой переходную фазу от созревания к зрелости (18 – 25 лет) [6].
В этот период происходит интенсивное развитие нравственно-эстетических чувств, овладение социальными ролями, которые свойственны взрослому человеку, происходит начало самостоятельной жизни [9].
Основными характеристиками юношеского возраста являются: высокая познавательная мотивация, высокий образовательный уровень и социальная активность, согласование интеллектуальной и социальной зрелости. В данный период происходит интенсивная социализация и развитие высших психических функций человека [5].
Многочисленные исследования говорят о том, что в 17-19 лет человек не способен полностью сознательно регулировать свои действия и поведение в целом. Юноши в этом возрасте часто немотивированно рискуют и не умеют предвидеть последствия своих действий. Согласно В. Т. Лисовскому, молодые люди в 19-20 лет склонны на совершение искренних бескорыстных поступков и полную самоотдачу, но и в этом случае не стоит исключать различные негативные проявления [16].
В юношеском возрасте активно развивается самоанализ, оценивание себя, своих поступков и поведения в целом, рефлексия. В процессе обучение и личностном развитии огромную роль играет мировоззрение, выражающееся в субъективной оценке окружающей реальности и различных явлениях, в поведении личности в социальном окружении, в эмоциях, волевой регуляции и мотивах человека [7].
По мнению Б. Г. Ананьева, юношеский возраст – сенситивный период для становления основных социогенный потенций человека. На психику человека и его личностное развитие активно влияет получение высшего образования. В случае, если соблюдены все благоприятные условия, у курсантов на протяжении всего обучения формируются все уровни психики, которые характеризуют направленность ума курсанта, формируют склад мышления, который определяет профессиональную направленность [13].
Залог успешного обучения в ВУЗе – высокая степень интеллектуального развития. К характеристикам интеллектуального развития можно отнести эрудированность, широкий круг познавательных интересов, грамотное использование различных логических операций, высокий уровень развития познавательных психических процессов. Но невысокая степень интеллектуального развития может быть компенсирована, если курсант высоко замотивирован и работоспособен, усидчив, кропотлив и аккуратен в осуществлении учебной деятельности.
У молодых людей в период обучения в ВУЗе формируется система профессиональных знаний, умений и навыков, происходит становление личности и ее качеств.
Сфера мотивации является многоуровневой организацией, которая имеет свою сложную структуру и механизмы формирования. Существует множество подходов к пониманию мотивации, ее сущности, природы, структуры, а также множество методов ее изучения, что составляет сложность в ее изучении. При рассмотрении работ отечественных и зарубежных авторов, которые исследовали проблему мотивации, было обнаружено, что в наше время в психологии накоплено большое количество данных, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего более глубокого исследования проблем мотивации.
Мотивация – устойчивое личностное образование, которое рассматривается с точки зрения направленности, намерений в удовлетворении потребностей. Также мотивация определяет содержательную избирательность в учебной деятельности. Для того, чтобы обеспечить эффективную учебную деятельности курсантов на различных этапах обучения, нужно, чтобы особенности построения и организации учебного процесса отвечали мотивации курсантов.
В ходе изучения научной литературы по вопросу мотивации учебной деятельности было выявлено, что ведущими мотивами учебной деятельности могут являться следующие: желание быть в кругу сверстников; значение профессии в обществе; широкая сфера применение профессии; профессия соответствует интересам обучающегося; творческие возможности; просто получение диплома не для знаний, а как документа.
В заключении хочется сказать, что юношеский возраст и период профессионального становления тесно связаны со становлением мировоззрения молодых людей, личностных характеристик, а также мотивации учебной деятельности. На мотивацию учебной деятельности курсантов военного ВУЗа влияют такие факторы, как потребности курсантов, регламентация и специфика учебной деятельности в военном ВУЗе.
Список литературы