Мандала, как диагностический и арт-терапевтический инструмент психологической работы с проблемой самопринятия у женщин

Автор: Прохорова А. С.

Аннотация: В статье рассмотрена возможность арт-терапевтической и психологической работы с проблемой самопринятия у женщин с использованием диагностического и арт-терапевтического инструмента мандала. Изображение в круге рассматривается не только как проективная диагностическая методика, но и как инструмент терапевтического воздействия, основанный на проявленном художественном творчестве.

Ключевые слова: Арт-терапия, мандала, творчество, женская психология, самопринятие, образ Я.

В современных исследованиях личности известна одна важная закономерность — чем выше способность человека к самопринятию, тем менее трудным являются его характер и стиль взаимодействия с другими, тем более легким и благожелательным оказывается его общение с окружающими. Обратная закономерность: чем ниже уровень самопринятия, тем больше проблем и трудностей доставляет человек окружающим, тем более напряженными складываются его отношения с коллективом, который рассматривается как потенциальный источник угрозы личному благополучию. В этой закономерности проявляется основной психологический закон — принятие человеком других основывается на принятии им самого себя, как подчеркивает Ларри Хьелл и Д. Зиглер [1]. Основные возможности самопринятия посредством расширения сознательного компонента в структуре личности отличают учения известных представителей эго-психологии, таких как Фрейд А., Гартман Г., Раппопорт Д., Эриксон Э., Хорни К., Эрик Фромм.  По Э. Эриксону процесс самопринятия обусловлен достижением «Я идентичности», в основе которого твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя, а фундаментальной основой самопринятия выступает базовое доверие к миру [2]. В разработанном Э. Берном методе трансактного анализа, достижение самопринятия связано с распознаванием личностью своих эго состояний — Родителя, Взрослого и Ребенка, для установления неконфликтных и комплементарных отношений между ними [3].

В учениях согласно Маслоу А., Роджерсу К., Олпорту Г. и Мюррей Г.: ценность безусловного самопринятия личности утверждается в гуманистической психологии, так, представляя движение за человеческий потенциал, психологи гуманисты рассматривают проблему самопринятия как ключевую с точки зрения самоопределения и самореализации личности. Таким образом обозначена важность преодоления «дефицитного уровня функционирования» человеком (когда он всецело поглощен потребностями дефицита, недостатка чего-либо), и выход его на «бытийный уровень функционирования», к реализации ценностных целей (красота, целостность, справедливость, совершенство, добро). На этом пути личность обретает подлинность бытия и целостное самопринятие [4]. Идея самопринятия выступает основополагающей в концепции полноценно функционирующей личности Роджерса К. [5]. Наиболее выразительно эта идея раскрывается в понятии конгруэнтности [5]. Термин «конгруэнтности» означает внутреннее согласие личности, когда существует соответствие между личным опытом, коммуникацией и осознанием. Отсутствие всех составляющих свидетельствует о «неконгруэнтности». Достижение полного самопринятия выступает целью клиент-ориентированной терапии.

В школе психосинтеза Р. Ассаджоли задача самопринятия индивида состоит в том, чтобы уметь отождествляться со всей личностью в целом (принимать себя — как с сильными, так и со слабыми ее сторонами). В случае полного объединения реального «Я» с высшим «Я», через посредников, в качестве которых может выступать Бог, идея, другой человек и т. д. [6].

Достижение самопринятия выдвигается в качестве центральной задачи в гештальт-подходе психологии личности и в современном отечественном психологическом подходе, где различные аспекты проблемы самопринятия личности разрабатываются в контексте процессов самосознания и самоопределения. В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского психический статус личности и ее самопринятие определяются социальной ситуацией развития: выделяется положение о зависимости психического статуса личности от способа и характера ее активности в системе социальных связей и отношений, в процессе культурного становления, а также степени и характера осознанности, самостоятельности, направленности этой активности (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и др.). В отечественной методологии проблема самопринятия специально как самостоятельное направление не выделяется, но, тем не менее присутствует во всех известных концепциях развития личности саморазвития и самореализации. В рамках деятельного подхода феномен самопринятия связывается с мотивационно смысловым развитием человека в ходе освоения и реализации им системы деятельностей, достижением значимых ценностных ориентаций, а также с развитием в качестве полноценного субъекта жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). В учении формирования самосознания Столина В.В. феномен самопринятия входит в сферу самоотношения, которая, сочетаясь с самопознанием, составляет единый план самосознания личности [7]. Важное значение в понимании генеза и феноменологии самопринятия играют принцип развития, принцип системности, принцип единства и целостности психической жизни человека.

Самопринятие личности отражается в ощущении ценности самого себя, чувством собственного достоинства и силы проявления своего внутреннего «Я». Пребывая в состоянии внутренней гармонии, четко дифференцируя свои чувства и эмоции, человек способен структурировать свою жизнедеятельность, и, следовательно, повысить уровень качества жизни, доверять своему восприятию, увеличить веру в себя и свои возможности, открыть себя новому, осознать собственные слабости и сильные стороны, проявить индивидуальность и уникальность. При адекватном уровне самопринятия, менее ярко выражены такие ощущения, как, страх, тревожность, приступ панической атаки и негативной оценки со стороны социума, чувство вины и комплекс неполноценности. Современные психологи сходятся во мнении, что самопринятие является одним из составляющих элементов психологического здоровья личности.

В современной арт-терапии использование мандалы, в качестве проективного психодиагностического инструмента, связано с проведенными эмпирическими наблюдениями, показавшими взаимосвязь между разными видами циркулярных изображений, а также их структурными и содержательными характеристиками с одной стороны, и разными психическими состояниями, с другой стороны. Мандала как арт-терапевтическая техника связана с созданием рисунков на основе круга. Создание изображений в круге рассматривается как проективный диагностический метод, и как инструмент терапевтического воздействия, основанный на художественном творчестве и последующем анализе актуального психологического материала. В мандале имеют отражение прожитые автором чувства, неосознаваемые потребности, соотношение внутренних конфликтов и ресурсов, возможные неосознанные пути выхода и решения текущих проблем. К.Г Юнг впервые использовал мандалу в качестве инструмента психологической интеграции [8]. Из его заключений следует, что проявляющиеся в сновидениях, фантазиях и рисунках круглые или сферические образы могут отражать особенности процесса психического развития и внутреннего переживания личности.

Психолог, арт-терапевт анализируя структурные и содержательные особенности таких образов (цвет, форма, характеристика рисунка, сочетания цветов) может не только помочь клиенту лучше понять процесс развития, но и активизировать внутренние механизмы, обеспечивающие преодоление кризисных состояний на различных этапах жизни, в том числе при работе с проблемой самопринятия. С одной стороны мандала служит безопасным контейнером для выражения чувств и эмоций, с другой – пространством для выхода творчества и рождения новой фантазии. Автор рисунка проецирует свое состояние и все сопутствующие бессознательные процессы на внутреннее пространство круга и имеет возможность осознать и прожить этот опыт. К.Г Юнг предположил, что циркулярные образы в сновидениях, фантазиях и творчестве отражают тенденцию к достижению психической целостности, проявляющуюся, в частности, в состоянии психического напряжения или кризиса [8]. Также он отмечает, что основным мотивом создания мандалы является главенство организующего центра в личности, того начала в психике, с которым все так или иначе связано, посредством которого все организуется.

Использование мандалы в качестве диагностического и арт-терапевтического инструмента связано с деятельностью группы американских специалистов, входящих в профессиональную организацию ATMA (American Teachers of Mandala Assessment), с деятельностью психолога, арт-терапевта Дж. Келлог и модели «Большой круг мандалы» [9]. Применяя эту диагностическую модель, психолог и арт-терапевт может провести оценку создаваемых клиентом рисунков в круге в динамике. При этом каждый рисунок будет уникальным сочетанием признаков не только одного этапа, но содержать в себе элементы других. В некоторых случаях одна и та же стадия «Большого круга мандалы» будет повторяться, и именно эти случаи требуют детального анализа и рассмотрения. На сегодняшний день интерпретативная модель Дж.Келлог используется не только в арт-терапии, но и в других областях психологического исследования, прежде всего, связанных с изучением внутренних бессознательных процессов, протекающих в психике индивида. В современных арт-терапевтических направлениях метод мандалы используется так же для проработки внутренних переживаний, фокусировки сознания и осознания себя и своих скрытых желаний, ресурсов и уникальных способностей [10].

Для того, чтобы понять психологическое содержание Мандалы, важно учитывать все особенности сочетания цвета и формы, техники и интенсивности наполнения, характера движения и наличия тех или иных графических элементов в исследуем рисунке. В качестве диагностики, известный психолог и арт-терапевт Дж.Келлог после долгих исследований и анализа большого количества рисунков своих подопечных, вводит 13 форм, архетипических стадий «Большого круга мандалы». Рисунки по стадиям отражают определенный цикл развития и изменений, отражают архетипические этапы пути, которые может пройти как здоровый, так и больной человек. Каждая мандала уникальна и отражает психическое состояние ее автора в тот или иной момент его развития или общего психического состояния. Общее число стадий большого круга мандалы являются фиксированными. Любая психологическая и философская система предполагает свое понимание процесса развития. Выбор тринадцати стадий по Дж.Келлог является произвольным, но тем не менее отражает циркулярную форму и определенную закономерность развития. Данные стадии большого круга мандалы были включены в карточный тест MARI (mandala assessment and research instrument). Тест используется и по сей день, являя собой авторскую методику по сочетанию 13 стадий большого круга мандалы,45 цветных карточек и определенную схему взаимодействия [11]. Большой круг мандалы имеет следующее определения:

Нулевая стадия: Чистый свет, отражает первичную дуальность, опыт которой, возможно хранится в клеточной памяти. Двойственность света и тьмы. Может быть связана с моментом зачатия, который запечатлевается в клеточной памяти на подобии взрыва, так называемый процесс импринтинга на уровне клетки. В некоторых случаях на этой стадии отражается идентификация с одной лишь стороной дуального опыта, например, с энергией света, осознаваемой подобно вибрации. Переживание цвета темноты и неподвижности может ассоциироваться с внутренней тишиной и безопасностью. Состояние небытия, предшествующее зарождению чего-то нового в полной мере, олицетворяет нулевую стадию большого круга мандалы. Возможные варианты вербальной ассоциации: невесомость, вибрация, утрата чувства пространства и времени, положительное переживание чувства тишины и темноты, безопасность и спокойствие, единство с источником творения.

Первая стадия: Пустота, в некоторых случаях может отражать момент временной бессознательности, следующей за ярким переживанием чувства оргазма. Также может иметь место ощущение соединения с матерью, и вариант смены ощущения света на темноту и идентификацию образа с черным углем.  Существуют варианты ассоциации с паутиной, а также с перинатальным опытом, моментом формирования яйцеклетки и ее дальнейшего развития. Возможные вербальные ассоциации: чернота, тяжесть, инерция, холод, влажная бездна, безнадежность, одиночество, окаменелость, мрак и изгнание.

Вторая стадия: Блаженство, как стадия чаще связана с внутриматочным опытом. В частности, с мифами о сотворении мира, с историей о космическом семени, кормящей грудью и ощущением безграничных возможностей.  В том случае, если внутриутробное развитие было осложнено, к данному состоянию может примешиваться ощущение бренности существования. В негативном своем проявлении на этой стадии к вышеуказанным показателям может добавиться изображение множества фрагментов того, что некогда являлось единым целым, точки разного цвета, рассеянные по всей поверхности рисунка. Так как данная стадия рассматривается через призму внутриматочного опыта, часто возникают ассоциации с водной стихией, способной питать жизнь, очищать и растворять.

Третья стадия: Лабиринт, спираль, вихрь отражает период внутриутробного развития, связь с материнским организмом, внутреннее ощущение и ассоциация с пуповиной. Круг как отражение макрокосма, где круг изначально двойственен: ассоциация с целостностью и ассоциация с утратой первичной целостности, которую несет в себе опыт рождении. Часто встречаются мандалы с включением голубого и розового, цвета мадонны и младенца. Возможно черное изображение лабиринта на белом фоне, как указание на формирование в сознании индивида, ощущения пространственной и временной протяженности. Возможно проявление серебряной нити, связывающей феноменальный мир с его первопричиной [11].

Четвертая стадия: Начало ассоциируется с началом мира и развитием человека в мире или во чреве вселенной, ассоциируется с оплодотворенным яйцом или плодом на раннем развитии, ассоциация с оральной стадией психосексуального развития и вероятной нарциссической установкой. Использование цветов характерных для данной стадии позволяют глубже осознать специфические процессы бессознательного. Таким образом, розовый окруженный голубым кольцом указывает на инфантильный характер переживаний автора мандалы. Яркий фиолетовый центр свидетельствует о нарциссических тенденциях. Красный центр на синем фоне будет указывать на пассивно-агрессивный стиль отреагирования психики. Круг с точкой посередине используется в качестве обозначения первопричины божественного. Внешние границы данной стадии могут символизировать специфику важности материнского организма, как некой вселенной. Сочетание таких цветов, как розовый, голубой и сиреневый выражают глубокое чувство ностальгии по утраченному. Если внутриутробное развитие протекало благоприятно, центр мандалы может изображаться в виде окруженной водой сферы или острова [9]. Вербальные ассоциации: круг внутри круга, мать и дитя, мадонна с младенцем, развивающийся плод во чреве, начало и зарождение новой жизни.

Пятая стадия: Мишень ассоциируется с обсессивно-компульсивными проявлениями, навязчивым и сильным движением по кругу.  Отражает опыт завершения блаженного пребывания плода в чреве матери и процессы символизирующее о процессе рождения. Вербальные ассоциации: давление, засасывание, воронка, паранойя, угроза, защитные ритуалы и магия.

Шестая стадия: Парадоксальное расщепление, единоборство с драконом представлена расщепленным кругом, отражающим борьбу противоположностей, внутреннего Я и тени, борьбу небесного бога и земной богини. На физиологическом уровне может символизировать отношение плода и плаценты как символа другой, темной части Я.

Седьмая стадия: Оквадрачивание круга имеет экспансивный характер. Иногда эта стадия имеет маниакальные проявления, характерно ощущение силы и наполненности энергией. Сопоставимо с ритуалом инициации, когда человеку дается новое имя. Стадия окончательного разделения с родителями и взятие ответственной самостоятельной роли на себя. Характерно использование прямых линий, указывающих на развитие рационального мышления. Проявление воли и ощущение себя свободно действующим субъектом. Фокусировка на гениталиях. Негативные проявления данной стадии могут включать переживания опустошённости и подавленности, что характерно для маниакально-депрессивного психоза. Вербальные ассоциации: солнце встает над горизонтом.

Восьмая стадия: Функционирующее Эго, связана с проявлением индивидуальности. Возможно использование прямых линий, но рисунки не будут вызывать ощущение ригидности. Отражение, оформление телесного образа. Ассоциация с картиной Микеланджело, изображение Творца на Сикстинской капелле, где бог простирает к человеку свою руку, словно пытаясь передать ему энергию жизни. Вербальные ассоциации: дифференцированное Эго, центральная форма как источник силы, маниакальность, мессианский комплекс (комплекс спасителя), молния.

Девятая стадия: Кристаллизация напоминает собой цветы или плоды в разрезе. Графика симметрична и красива. Их появление в некоторых случаях можно считать страхом и переживаниями перед грядущими изменениями. В норме эти мандалы проявляются в серии работ, но позже исчезают. Данная стадия мандалы передает характер отношения индивида с социумом. Связь центра мандалы с периферией, разделенная четным числом радиальных элементов свидетельствует о состоянии гармонии и устойчивом социальном положении.

Десятая стадия: Ворота смерти часто включает изображение колеса фортуны, отражает подсознательный страх изменений и преодоление привычных форм сознания. Возможны варианты изображения похожие на перекресток дорог, диагональный крест, направленный вершиной треугольник вниз, указывающий на погружение в бессознательное, и глубокую потребность в обновлении. Если подобное изображение присутствует в цикле работ, это может говорить о сохраняющемся уровне тревожности. Подобные изображения часто напоминают состояния жертвенности и передают ощущение утраты физической целостности.  Вербальные ассоциации: колесо сансары, скорбящая мадонна, распятье, унижение, поражение, чрево-могила, муки, кататония, импотенция, ригидность, череп, паралич [11].

Одиннадцатая стадия: Фрагментация может быть результатом патологического процесса, например, шизофрении, если ее проявления сохраняются в длительном цикле рисунков. Мандала, характерная для данной стадии, очень похожа на разрезанный пирог, с выраженными слоями, где центральный элемент может отсутствовать. Окраска как правило дисгармонична, и не производит ощущение целостности. Есть предположение, что каждый цвет слоя данной мандалы, отражает психические состояния автора, и в целом наличие среза, указывает на разрушительный внутри психический процесс либо серьезные предпосылки к проявлению подобных тенденций. Также, мандалы этой стадии, могут свидетельствовать об ощущении утраты физической целостности, при которой разные части тела воспринимаются как не связанные между собой. Отсутствие центра, как правило, говорит о процессах разрушения Эго.

Двенадцатая стадия: Трансцендентный экстаз связана с экстатическими переживаниями, следующими за опытом стадии фрагментации. Для этой стадии характерен яркий энергетический центр, рисунок чаще изображает фонтан, выплеск некой энергии, выброс воды, направленный в верхнюю часть мандалы. Процесс двенадцатой стадии направлен на объединение различных элементов Я. Модель личностного роста отельного индивида не будет точно следовать от одной стадии к другой, строго соблюдая направленность движения по часовой стрелке. Каждый случай всегда будет уникальным и индивидуальным. Процесс создания и созерцания мандал напоминает подъем на старый кирпичный маяк, высокий, со спиральной лестницей и окошками на пролетах. С каждым новым витком и поворотом, мир предстает совершенно другими красками. Каждая мандала, подобна окну в бессознательный мир индивида, позволяющему жить с большим осознанием, пониманием и самопринятием [9].

На фотографиях, представленных ниже, продемонстрирован цикл работ по интуитивному рисованию мандалы в рамках диагностики самопринятия, даны субъективные ощущения и интерпретации автора рисунка

Рис. 1 Нулевая стадия: Чистый свет. Автором работы была дана свободная ассоциация, как ощущение торта или пирога. Ощущение «фрагментации», которое может свидетельствовать об ощущении утраты физической целостности, при которой разные части тела воспринимаются как не связанные между собой. Автор работы обозначил общее ощущение утраты чувства самоощущения и самопринятия, и некоторую степень растерянности. Важным элементом рисунка явилось проявление кристалла в верхней части мандалы (сознательная область), как скрытое, но осознанное желание автора проявить в жизни больше логики и структурированных процессов, возможно маскулинного проявления.

Рис. 2 Первая стадия: Пустота. Автором работы была дана свободная ассоциация, как ощущение плотно закрытой раковины. Мандала, характерная для данной стадии очень похожа на разрезанный пирог, с выраженными слоями, где центральный элемент может отсутствовать. Существует предположение, что каждый цвет слоя данной мандалы, отражает психические состояния автора, и в целом наличие среза, указывает на разрушительный внутри психический процесс, либо серьезные предпосылки к проявлению подобных тенденций. Отсутствие центра, как правило, говорит о процессах разрушения Эго и сопутствующих процессах. В процессе работы, нами были зафиксированы следующие наблюдения: проявление крупного элемента в верхней, сознательной, части рисунка, элемент закручивался против часовой стрелки, что предположительно, сигнализирует о процессе сворачивания и разрушающего процесса контроля (со стороны матери автора). Проводя параллель между заданной к рисованию первой стадии, и проявленной стадией фрагментация, нами было предположено, что процесс рождения и зачатия автора рисунка, имел сложное протекание. Что нашло свое подтверждение в реальной истории жизни: случайная, сложная беременность с последующим сохранением, сложная родовая деятельность, наличие алкогольной зависимости у матери и период первой судимости отца.

Рис. 3 Вторая стадия: Блаженство. Автором работы была дана свободная ассоциация, как ощущение разрезанного фрукта. Проводя анализ основных элементов, была отмечена схожесть данной рисунка с предыдущими, что явно указывает на акцентуацию таких внутренних процессов, как утрату внутренней целостности, тенденцию к самокритике и саморазрушению. Изначально заявленная нами стадия блаженство, чаще связана с внутриматочным опытом. В том случае, если внутриутробное развитие было осложнено, к данному состоянию может примешиваться ощущение бренности существования. В негативном своем проявлении на этой стадии к вышеуказанным показателям может добавиться изображение множества фрагментов того, что некогда являлось единым целым, точки разного цвета, рассеянные по всей поверхности рисунка. Вторая стадия в большей степени связана с раскрытием потенциальных возможностей, чем с проявлением актуальных качеств личности.

Рис. 4 Третья стадия: Лабиринт, спираль, вихрь. Автором работы была дана свободная ассоциация, как ощущение сетки, тюрьмы и необходимого удержания. Стадия Лабиринт, спираль, вихрь отражает период внутриутробного развития, связь с материнским организмом, внутреннее ощущение и ассоциация с пуповиной. Структура самого рисунка напоминает спирали ДНК, что может свидетельствовать о наличие родовых паттернов, структур и сценариев поведения. Также, на рисунке, было отмечено наличие большого количества пауков, которых боится автор. Символ паука и паутины может свидетельствовать о наличии материнского комплекса, глубокое переживание аспектов женственности. В процессе создания мандалы, автор неоднократно подчеркивал локальность этого вихря, как бы показывая вездесущую проекцию внутреннего переживания, тем самым, заполняя весь лист. На данным этапе работы, автором, была подчеркнута излишняя связь и давление со стороны авторитарной матери, страх повтора ее неблагоприятной судьбы, внутреннего одиночества, сложности в выборе партнера и в постоянных разрушительных отношениях. К автору работы пришло желание и необходимость скорейшей сепарации и принятия собственных шагов и решений.


Рис. 5 Четвертая стадия. Использование цветов характерных для данной стадии позволяют глубже осознать специфические процессы бессознательного.  В данном случае, желтый цвет может символизировать осознание себя здесь и сейчас, проявление самости и индивидуальности. Круг с точкой посередине используется в качестве обозначения первопричины божественного. Внешние границы данной стадии могут символизировать специфику важности материнского организма, как некой вселенной.  Автором работы было отмечено ощущение божественного присутствия и следование некому плану рождения. В ходе исследования, мы отметили свободную ассоциацию автора –глаз. По классификации К.Г Юнга, глаз, ассоциируется с женственностью и женскими гениталиями. Глаз сам по себе это прототип мандалы, свет, спрятанный внутри тьмы. На данном этапе работы, Автор рисунка, отметил ощущение цельности и понимания внутренней силы.

Рис. 6 Пятая стадия: Мишень. Согласно комментариям автора рисунка, желтые элементы, это основание, сила, накопленный опыт и знания, дающие толчок к движению новой силы, основанной на любви и доверии к социуму. На данном этапе арт-терапевтических встреч мы отметили положительную динамику самоощущения и принятия некоторых новых качеств и достоинств участника исследования.

Рис. 7 Шестая стадия: Парадоксальное расщепление, единоборство с драконом. Автором рисунка было отмечено общее ощущение прорыва внутренней энергии. Между фиолетовым и желтым, отражающим сильную связь с матерью и необходимостью отделения, проявился красный, как элемент силы и уверенности. Тревожное сочетание розового и черного, как предположение о том, что существует тенденция к само разрушительным обстоятельствам, выступает в роли проснувшейся внутренней силы и уверенности к следующим самостоятельным шагам. Активное проявление черного цвета, как внутренняя потребность к разрушению и обновлению, запуску новых очищающих и трансформационных процессов. Автор рисунка отметил внутреннее проявление силы, и разрешения к новым действиям, слому устаревших правил и навязанных стереотипов поведения.

Рис. 8 Седьмая стадия: Оквадрачивание круга. Стадия окончательного разделения с родителями и взятие ответственной самостоятельной роли на себя. Характерно использование прямых линий, указывающих на развитие рационального мышления. Проявление воли и ощущение себя свободно действующим субъектом. Данная информация была частично подтверждена автором, где процесс отделения от матери, рождает общий страх не справиться и не суметь выстроить жизнь самостоятельно. Сохраняется тенденция тяготения к мужскому, отцовскому берегу. Большое количество голубого цвета, как символ нахождения в водах матери, и острое ощущение тоски по отцовскому берегу, в рисунке присутствует некий символизм отсутствия баланса архетипа матери и отца, который базируется на общем не устойчивом самопринятии. Автор работы отметила внутреннюю сложность в процессе трансформации круга в квадрат. Из положительных моментов, было отмечено проявление структуры и горизонтальных зеленых линий, как некий вектор действия, основанный на зарождающейся любви к себе и доверию к миру. Лиловый цвет как элемент опоры, символ духовности и одухотворенности, за счет которого происходит процесс оквадрачивания, другими словами, изменения и трансформация.

Рис. 9 Восьмая стадия: Функционирующее Эго. Автор рисунка интуитивно проявил более глубокую мандалу 6 стадии, где более явно проявлен процесс расщепления, черное и розовое, как процесс разрушения, скомпенсирован проявлением белого треугольника с вершиной вверх, как символ движения, где его вершина выступает символом активности и стремления защитить свои интересы. Белый цвет, выбранный для изображения треугольника, олицетворяет глубокое проявление мудрости. Подложкой основного рисунка послужило сочетание красного и зеленого, как обозначение конкуренции между энергией и контролем. Что нашло подтверждение в жизненной позиции автора. Лиловый треугольник с вершиной вверх, как осознанная мудрость, желтый треугольник, в бессознательной области, направленный вершиной вниз, как сигнал о регрессе мужской энергии. Наличие скрытого перекрестка в центре мандалы, может свидетельствовать о склонности к жертвенности, ощущения ноши и периодическом самоистязании, что подтверждается автором мандалы. В процессе была отмечена благоприятная тенденция в области проявления белого цвета, как символа мудрости, и попытку сбалансировать все цвета, тем самым являя гармонию и попытку выстроить внутренний баланс.

Рис. 10 Девятая стадия: Кристаллизация.

На данном этапе работы, у автора наблюдался регресс общего эмоционального состояния. Поднялось чувство долга и переживания за устройство жизни матери, и необходимость постоянно быть рядом. Мандала проявила большое количество зеленого цвета, наличие темно-зеленого, как ассоциации с болотом, подавленной злостью. Обилие зеленых оттенков косвенно свидетельствует о сильном контроле со стороны внутренних родительских ценностей. В процессе рисования поднялся сильный внутренний страх быть не такой, какой навязано со стороны активного материнского воспитания.

Рис.11 Десятая стадия: Ворота смерти. В случае анализа мандалы, предоставленной автором к исследованию, была выявлена следующая тенденция: цветок как символ рождения и непрерывного личностного роста, символ обновления. Число три, как проявление жизненной силы, энергии, движения (интеллектуальное и физическое). Согласно китайской мифологии, число три и все остальные нечетные числа несут в себе мужскую энергию Янь. Баланс зеленого и коричневого, отмечается автором, как достижение внутреннего компромисса между внутренними желаниями и социальной необходимостью. Белый как проявление мудрости и рассудительности. На бессознательном уровне проявлены фиолетовые элементы, как символы нераскрытой силы эмпатии и умения сопереживать, помогать окружающим. На данном этапе работы автор мандалы отмечает улучшение общего эмоционального состояния, ухода ощущения страхов и общего фона раздражительности, ощущение легкости, внутреннего переваривания обстоятельств, готовность к действию и принятию решений.

Рис.12 Одиннадцатая стадия: Фрагментация. Анализируя рисунок, прослеживается возврат к девятой стадии, процессу кристаллизации. Предположительно транслирующую общее состояние тревоги перед грядущими переменам: сочетания тех же цветов, что и в мандале стадии блаженство (представляющей собой стадию фрагментации). Таким образом, мы выявили некую круговую тенденцию, заключающую в себе ощущение отсутствия целостности и страх перед изменениями. Наличие почти равного количества треугольников, с вершинами вверх и вниз указывают на внутреннее противоречие, и разнонаправленный поток энергии. Активное проявление числа семь может свидетельствовать о внутреннем поиске гармонии и баланса. Согласно К.Г Юнгу –семь число самой высокой стадии просветления, тем самым, является тайной целью всех желаний [12].

Рис.13 Двенадцатая стадия: Трансцендентный экстаз. Подводя итоги анализа, отмечается отсутствие и невозможность изображения стадии трансцендентный экстаз, что говорит о сложности процесса воссоединения всех внутренних аспектов личности, и целостного восприятия Я. Заключительная мандала проявила число пять, как символ естественной целостности исследуемой личности. Важным открытием для респондента, явилось осознание болезненной связи с материнским каналом, осознание необходимости проработки внутреннего мужского аспекта, необходимости сепарации и совершение собственных шагов на пути к личной жизни и счастливой семье. Работа со стадиями мандалы дала возможность иначе пережить опыт рождения и осознания себя здесь и сейчас.

Индивидуальный анализ архетипических стадий большого круга мандалы позволяет раскрыть полную и детальную картину внутреннего мира человека, в том числе и непроявленных аспектов, эмоционального состояния, особенностей социального взаимодействия личности и возможных вариантов индивидуальной деятельности. Цикл арт-терапевтических встреч с использованием инструмента Мандалы, дает возможность восстановить семейную историю человека, связанную с зачатием и рождением, почувствовать связь с матерью, осмыслить этапы сепарации, травмы внутреннего ребенка, опыт неудачного прохождения кризисов. В итоге такая работа помогает осознать и почувствовать внутреннюю целостность, телесность, единство с миром и существенно улучшить самопринятие.

Список литературы: 

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. Питер, 1997.
  2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис, Москва, Прогресс, 1996.
  3. Берн Э. Транзактный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992.
  4. Маслоу А.Г. Самоактулизация. Психология личности. МГУ, 1982.
  5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва. Психотерапия,1994.
  6. Асаджоли Р. Психосинтез. М.: Рефл-бук, Киев, Ваклер,1997.
  7. Столин В.В. Самосознание личности. М. МГУ, 1983.
  8. Юнг К.Г. Структура психики и архетип. М., Академический проект, 2015.
  9. Келлог Дж. Интерпретация рисунков в круге согласно Архетипическим стадиям большого круга мандалы // Психодиагностика в арт-терапии: метод мандала (под ред. А.И. Копытина). – 2003. СПб.: Речь, С.35-6
  10. Копытин А.И. Современная и клиническая Арт-терапия. Москва 2015.
  11. Финчер С.Ф Создание и интерпретация мандалы. Институт Общегуманитарных Исследований. Москва 2015.
  12.  К.Г Юнг «Человек и его символы» Москва 2011