Личностные особенности спортсменов с разным уровнем физической подготовки

Авторы: Прокопчук А. Д. Бар Н. С.

АННОТАЦИЯ:

Данная статья рассматривает проблему изучения личностных особенностей спортсменов с разным уровнем профессиональной квалификации. В статье выделяются такие понятия, как «спорт», «личность», «личностные особенности», «спортсмен».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Спорт, спортсмен, личность, личностные особенности.

В психологии спорта большое значение приобретают проблемы, связанные с соревновательной деятельностью, тренировочной деятельностью и психологической подготовкой к ответственным соревнованиям. Самым важным звеном является человек: способность адекватно оценивать ситуацию, своевременно принимать решения и т.д. [2]. Система подготовки спортсменов зависит от процессов, которые совершаются не только во внутренней, но и во внешней среде – в сфере потребностей личности, ее эмоций, волевых качествах, сознательности и т.д. Из этого можно сделать вывод о том, что исследование психологии спорта неразрывно связано с исследованием человека. Также психология спорта требует каждый раз подходить по-новому к решению задач психологии обучения и профессиональной подготовки спортсмена [1].

Большой интерес в изучении психологической проблемы подготовки спортсменов к соревнованиям проявляют такие отечественные и зарубежные психологи, как: А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, Б. А. Вяткин, К. К. Платонов, В. Л. Марищук, Е. А. Плетницкий, В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов, Н. А. Худанов, В. С. Мерлин и др. [4].

Большинство исследователей обращают внимание на изучение психологической структуры соревновательной деятельности и мало уделяют внимания для изучения индивидуально-психологических характеристик, личностных особенностей [4].

Личность – это продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях, отношениях, деятельности, определяет его нравственные поступки, имеют существенное значение для него самого и окружающих [9]. Особенностями спортивной деятельности является то, что она носит соревновательный характер и направлена на достижение максимального результата независимо от уровня квалификации спортсмена. Поэтому взаимодействие спортсменов имеет два вида: противоборство (с соперником) и сотрудничество (с партнерами по команде). Деятельность спортсменов – процесс обучения и физического развития. Это требует соблюдения режима жизни в целом, а не только режима соревнований и тренировок. Режим спортсменов связан с постоянными ограничениями и лишениями себя различных удовольствий, к этому же относится общение с родными и близкими [9].

Критериями сформировавшейся личности являются:

Наличие в мотивах иерархии в определенном смысле – способность преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-либо, способность к опосредованному поведению. При этом мотивы социальны по происхождению и смыслу.

Способность к сознательному руководству собственного поведения. Руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов [3].

Личность характеризуется:

Активностью – стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуаций и ролевых предписаний.

Направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов.

Глубинными смысловыми структурами, обуславливающими ее сознание и поведение.

Степенью осознанности своих отношений и действительности (отношения, установки, диспозиции).

Способности – это индивидуально-психологические особенности субъекта, которые выражают его готовность к овладению видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения [8]. Темперамент – это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическим, а не с содержательными аспектами деятельности [8]. Характер – это индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования [9]. Волевые качества – это специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей [7]. Эмоции – это состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных проблем. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Социальные установки – это убеждения и отношения людей [6].

Обладая знаниями личностных особенностей спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

Личность характеризуется определенной системностью, единством и устойчивостью своих качеств. К. К. Платонов, анализируя общую систему личности, справедливо разделил все ее особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности [2]:

Социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности).

Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).

Индивидуальные особенности различных психических процессов.

Позиция, статус и социальные функции (установки), ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация поведения – это качества личности, характеризующие ее мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности реализуется в поведении, образует характер [4].

В характере человека проявляются наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени обуславливают поведение, отношения с другими людьми и с внешним миром. Характер также воплощает в себе общечеловеческие свойства и индивидуальные особенности. В структуре характера человека можно выделить [9]:

Направленность.

Особенности взаимодействия с окружающим миром.

Уровень активности и устойчивости при выполнении различных видов деятельности.

Эмоционально-волевое выполнение различных видов деятельности.

Уровень интеграции различных свойств личности.

Стоит отметить, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера [9].

Спорт, можно сказать, средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний.

К аспектам формирования личности спортсмена относятся [2]:

Самосознание.

Деятельность тренера.

Общественное сознание (спортивный коллектив и общество).

Средства и методы физического воспитания способствуют решению нравственных, волевых, эстетических и интеллектуальных задач формирования личности человека. Но эти возможности остаются только возможностями, если не реализовать их путем соответственно направленной деятельности [2].

В работах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына говорится о том, что в структуре личности есть подструктура природных, биологических свойств высшей нервной деятельности и свойств темперамента. Данные свойства, поскольку они биологические, даны от рождения, на протяжении всей жизни остаются относительно неизменными, в связи с чем, по их наличию и выраженности, можно прогнозировать характер адаптации человека к условиям среды, поведение и деятельность в экстремальных ситуациях [9].

Современные данные о связи высшей нервной деятельности с успешностью спортивной деятельности излагаются в соответствии с общепринятой в психологии классификацией основных свойств нервной системы (сила-слабость по процессу возбуждения и торможения). В двигательной деятельности это свойство обеспечивает возможность выполнять длительную, монотонную работу, например, - тренировки. Подвижность нервной системы (противоположное – инертность) характеризуется быстротой перестройки реакции нервной системы на меняющееся раздражение. Это свойство позволяет спортсменам быстро реагировать на действия соперника, находить эффективные для текущей ситуации решения, обеспечивает успешное выполнение деятельности. Динамичность нервной системы – скорость образования временных нервных связей. Она, по утверждению некоторых исследователей, способствует более быстрому образованию и преобразованию двигательных навыков. Лабильность нервной системы характеризует скорость возникновения и угасания нервных процессов. Она связана с возбудимостью. Баланс нервных процессов – соотношение процессов возбуждения и торможения [9].

Уже давно отмечено, что уравновешенность нервных процессов влияет на характер предстартовых состояний спортсмена. «Неуравновешенные» спортсмены часто испытывают состояние предстартовой лихорадки, а «уравновешенные» - состояние боевой готовности. Стартовая апатия у «неуравновешенных» является следствием нарушений в координации нервных процессов, а у «уравновешенных» - следствием недостаточных физиологических сдвигов (при наличии свойства инертности). «Уравновешенные» спортсмены отличаются лучшим развитием волевых качеств личности по сравнению с «неуравновешенными» [9].

Каждое из рассмотренных выше свойств, в зависимости от мастерства и особенностей вида спорта, входит в определенные типологические комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств нервной системы, позволяющие спортсмену добиваться высокой эффективности выступления на соревнованиях. В спортивной деятельности они определяют скорость формирования и устойчивость двигательных навыков, возможность их совершенствования и изменения, степени работоспособности, психические состояния в различные периоды и в различных условиях [7].

Таким образом можно сделать вывод о том, что для спортсменов высшей категории личностные качества, такие как: воля, внимание, направленность, темперамент, мотивация и др. будут отличаться от качеств спортсменов, имеющих невысокую категорию. Это говорит о важности изучения данных свойств для построения профессионального пути спортсмена, который будет направлен на достижения высших результатов, а также будет максимально раскрывать его сильные стороны и компенсировать слабые.

Список литературы

Волкова И. П. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).

Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Е.Н.Гогунов, Б.И. Мартьянов. – 2-е изд., дораб. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

Головин С. Ю. «Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998

Зинченко Ю.П., А.Г. Тоневицкого Психология спорта: Монография / Под ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Тоневицкого. — М.: МГУ, 2011. — 424 с

Зинченко, В. Большой психологический словарь / ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: АСТ, 2009. - 816 c.

Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. С. 236-241.

Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2012. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

Кондаков И. Психологический словарь,.М.: Фаир-Пресс, 2000 г., 488 с

Мельникова В. М. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под П 86 ред. В. М. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт 1987 —367 с, ил.