Автор: Гладилина Л. С.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена особенностям совладания с эмоциональным стрессом у представителей различных социокультурных слоев современного общества; представлен критический обзор копинг-стратегий совладания с эмоциональным стрессом.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Эмоциональный стресс, копинг-стратегия, культура, творчество, посттравматическое стрессовое расстройство.
В одном из исследований ВОЗ по проблеме посттравматического стрессового расстройства, которым была охвачена 21 страна мира, говорится, что более 10% опрошенных сообщили о том, что они стали свидетелями насилия (21,8%) или же испытали на себе межличностное насилие (18,8%), несчастные случаи (17,7%), последствия войны (16,2%) или травматизм близких (12,5%). По ее оценкам, 3,6% населения Земли в предшествующий год страдали от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) [2]. Данные исследования показывают, что стрессовые расстройства довольно распространены во всем мире и часто являются причиной психосоматических заболеваний, инвалидности и социальной дезадаптации людей. Культура, являясь одним из факторов социальной адаптации, может стать ресурсом для человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Культурные нормы позволяют защитить психику социально взаимодействующих людей от воздействия на них слишком сильных эмоциональных реакций со стороны партнера по общению.
Эстетическая культура есть культура границ и потому предполагает тонкую атмосферу глубокого доверия, обымающую жизнь. (М. Бахтин) [2].
Компоненты культуры:
1. Язык – система знаков и символов, наделенных определенным значением [3].
В рамках одного языка существует множества подъязыков, по которым можно определить культурный уровень и социальный статус человека, типы стрессовых ситуаций, через которые он прошел, и предпочитаемые культурные способы совладания с ними.
2. Социальные ценности - продукт взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о справедливости, добре и зле, смысле жизни [3].
Формируясь как личность, человек впитывает социальные ценности того социума, в котором он живет, но социализируясь в обществе он привносит в него плоды индивидуальной переработки воспринятых ценностей и транслирует их своему ближайшему окружению, социализируя его членов.
3. Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры [3].
Индивидуальные способы совладания с сильным стрессом есть выбор человека, ассимилировавшего внешние образцы поведения в соответствии со своими физиологическими особенностями и личностями потребностями.
4. Обычаи, традиции и обряды – это воспринятые из прошлой формы социальной регуляции поведения людей. К их нарушителям применяются неформальные санкции – замечания, неодобрение, порицания [3].
Воздействие обрядов на психику человека в стрессовом состоянии может иметь двоякий результат: с одной стороны, участие значимых близких человеку людей в совместном обряде придает ему сил и уверенности в поддержке своего окружения; с другой – участие в чуждом и малопонятном ему обряде может снизить сопротивляемость человека стрессогенным факторам за счет нахождения в неподдающейся пониманию и контролю ситуации в и без того ослабленном стрессом состоянии.
Привычки стабилизируют эмоциональное состояние человека при сильном стрессе путем придания ощущения стабильности основных критериев благополучия [3]. Манеры человека позволяют обезопасить его окружение от проявления его сверхсильных эмоций в ситуации стресса, помогают самому человеку сохранить свое человеческое достоинство в критической ситуации.
Фомичева А. Е., ссылаясь на Т. Г. Стефаненко, пишет, что особенности социальной ситуации приводят к тому, что этнические установки, связанные с предпочтением способов разрешения проблемных ситуаций, могут служить ресурсом для совладания.
Существует взаимосвязь между предпочитаемыми стратегиями совладания и этно-национальными установками [5]. Последние выступают в стрессовой ситуации ресурсом для человека, как представителя той или иной культуры.
Учет социальных условий дает возможность проанализировать вклад актуальной социальной ситуации развития представителя той или иной культуры в особенности эмоционального реагирования в ситуации совладания со стрессом [5]. Анализ межкультурного взаимодействия дает возможность оценить влияние этнокультурных установок на готовность человека к совладанию со стрессом, связанным с социальной адаптацией в другой социокультурной среде.
Ученые, придерживающиеся ситуационного подхода в исследовании, полагают, что выбор копинг-стратегий определяется ситуативно-обусловленными изменчивыми факторами (Карвер С., Шайер М., Вейнтрауб Дж. и др.). Процесс совладания включает оценку степени угрозы, которую несет ситуация; оценку ресурсов, необходимых для преодоления; оценку собственных действий с точки зрения их успешности и эффективности. Проблемно-ориентированное совладание более эффективно в контролируемых ситуациях, а эмоционально-фокусированное – в неконтролируемых [5]. Культурный уровень человека влияет на оценку степени ситуационной угрозы, определяя границы влияния стрессовой ситуации на свое психическое и социальное самочувствие. Эмоции влияют на восприятие трудности стрессовой ситуации, определяя значимость успешности ее разрешения для человека и определяя количество усилий, прилагаемых человеком для ее разрешения.
Существует и диспозиционный подход к анализу совладания. Приверженцы этого подхода полагают, что человек стабилен в предпочтении тех или иных стратегий или стилей совладания. Копинг-стратегии осознанны и всегда активны. При восприятии и ассимиляции новой для человека культуры прогноз успешности социальной адаптации к условиям длительной стрессовой ситуации можно проанализировать с учетом особенностей культурного развития. Ввиду своей бессознательности, эго-процессы выполняют свои защитные функции в латентном режиме. Но контроль своего поведения и рефлексивные методы самопознания делает возможным осознания человеком используемых им копинг-стратегий.
Развитие стрессоустойчивости происходит легче и быстрее у людей добросовестных, эмоционально стабильных, склонных к экстраверсии [4].
Интернальность положительно связана с выбором более адаптивных копинг-стратегий, в то время как экстернальность – с выбором эмоционально ориентированных и избегающих способов совладания с трудностями. Е. А. Анненкова выделяет уровень жизнестойкости, локус контроля и произвольную регуляцию как детерминанты выбора способа совладания [5]. Выбор адаптивных копинг-стратегий напрямую связан с направленностью личности и зависит от произвольности регуляции, уровня жизнестойкости и направленности локуса контроля.
Культура в психологии – социальные различия между людьми, которые включают понятия, социальное восприятие, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся из поколения в поколение [1]. Различие в понимании понятий между представителями разных культур создает между ними когнитивный диссонанс, в социальном восприятии – каузальную ошибку атрибуции, в установках – разницу в приоритетах, в обычаях – культурный диссонанс, этнически обусловленные особенности поведения – страх межэтнических социальных контактов.
В исследовании A. Рокач показано, что выбор и набор копинг-стратегий различается в разных культурах. Исследователи выделяют два вида социальной поддержки: явную и скрытую, которые более предпочтительны для индивидуалистических и коллективистских культур соответственно [5]. Традиции выбора копинг-стратегий передаются из поколения в поколение путем семейного воспитания, соблюдения обычаев своего этноса, общения с представителями своей субкультуры. Влияние предпочтения вида социальной поддержки в стрессовой ситуации от нахождения в индивидуалистической или коллективистской культуре обусловлено культурными традициями.
Серьезное влияние на качество культурной адаптации оказывает наличие или отсутствие социальной поддержки [5]. Активное совладание, способствующее психическому благополучию, путем использования проблемно-фокусированных стратегий служит профилактикой депрессивных состояний, связанных с ощущением поражения в правах.
Согласно теории аффиляции, для большинства людей в неустойчивой ситуации семейная и этническая принадлежность являются наиболее приемлемыми способами найти психологическую поддержку [5]. Психологическая поддержка в стрессовой ситуации ищется человеком в своей социально-культурной группе поскольку человек и группа обладают общими признаками, позволяющими найти общие точки соприкосновения, становящиеся для человека ресурсами преодоления стрессовой ситуации. В ситуации неопределенности эмоционального стресса в индивидуальных личностных чертах превалируют неуверенность и агрессивность, этноцентризм.
На гендерном уровне можно сказать, что мужчины более склонны проявлять отрицательное отношение к представителям других национальностей, чем женщины. Установки на социальное равенство и положительное отношение к культурному разнообразию выражены больше у мужчин.
Е. С. Балабанова замечает, что женщина, попадая в трудную ситуацию, стремится думать о возможных причинах своего состояния, а мужчина пытается отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-либо другом или вовлекаясь в физическую активность.
И. В. Малышева говорит, что копингповедение – процесс преодоления человеком трудных жизненных ситуаций [4]. Постстрессовая адаптация личности зависти от ее поведения в стрессовой ситуации и используемых стратегий совладающего поведения, детерминированных культурными нормами.
Л. М. Митина полагает, что адекватное совладающее поведение характеризуется как реалистическое, гибкое, включающее произвольный выбор, активное поведение, повышающее адекватные возможности человека, в котором человек стремится к самоактуализации, совершенству и реализации своих потенциальных возможностей [4]. Реалистичность совладающего поведения дает ему большую эффективность, гибкость позволяет быстрее реагировать на возникающие трудности, произвольность выбора дает возможность быстрее овладеть ситуацией, активное поведение способствует снижению риска возникновения постстрессовой дезадаптации и самоактуализации своих внутренних ресурсов.
Н. Е. Водопьянова отмечает, что «лица с высоким творческим потенциалом чаще используют эффективные копингстратегии, помогающие противостоять психологическому стрессу и выгоранию» [4]. Использование творчества как механизма совладания позволяет сохранить личностную структуру и ее главные компоненты в ситуации сильного воздействия стресса на человека.
Д. Б. Богоявленская вводит понятие креативной активности личности с соответствующим типом психической структуры. Творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. К чертам творческой личности относятся: когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных ситуациях. Другие ученые полагают, что творческая способность – самостоятельный фактор, независимый от интеллекта; творчество – психический процесс, создающий личность человека. Творчество как способ взаимодействия с миром есть механизм социальной адаптации человека [4]. Творческий потенциал личности понимают как его скрытые возможности развития. Процесс создания реализуется через использование ресурсов, напрямую ситуацией не детерминированных.
Творческий потенциал является ресурсом развития личности человека. Ввиду того, что процесс преодоления трудностей всегда является творческим предполагается его взаимосвязь с творческим потенциалом личности.
Более частое применение копинг-стратегии, направленных на решение задач дает широкий спектр решений проблемных задач со сходными условиями, что снижает тревожность при повторном их разрешении и тем самым повышает их результативность.
Рассмотрим проблему на примере педагогической деятельности, выстраивании психолого-педагогических отношений субъектов образовательного процесса. Т. В. Артемьева пишет, что учителя с большим педагогическим стажем применяют такие стратегии поведения, как положительная переоценка и самоконтроль, активно используют юмор в напряженных ситуациях профессиональной деятельности [2]. Молодые педагоги используют избегание копинг-стратегии в связи с недостаточным профессиональным опытом.
Общественное ожидание накладывает на педагога непосильную нагрузку, связанную с двойной ответственностью учителя за формирование социально значимых умений у себя и у своих учеников.
Социальные ожидания, связанные с личностными качествами педагога и его социальной ролью, являются пусковым механизмом для формирования хронических социогенных стрессовых ситуаций.
К факторам, приводящим к стрессу, можно отнести ежедневные эмоциональные перегрузки, сложность педагогических ситуаций, ролевую неопределенность, социальную оценку, необходимость осуществления интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами [2]. Противостоять данным факторам в рамках культурных норм можно с помощью использования социально одобряемых способов снижения ежедневных эмоциональных перегрузок. Социальная оценка действий педагога влияет на его личностные особенности, поэтому весьма важной является культурная форма ее подачи. Интенсивность социальных контактов приводит к профессиональному выгоранию педагога, противостоять этому процессу можно с помощью обучения педагогов социально одобряемым приемам самопомощи и формированию поддерживающей профессиональной среды.
Способность к социальной адаптации ведет к сохранению стрессоустойчивости путем представления своих личностных качеств социально одобряемыми способами, культурные нормы соблюдения границ в процессе общения создают ресурсы для сохранения межличностных отношений, успешной самореализации, достижение личных жизненных целей, профилактики психосоматических заболеваний.
Использование юмора помогает снизить эмоциональное напряжение в стрессовой ситуации множественной интерпретацией стоящих перед человеком задач и способов их решения.
Прилагая произвольные усилия по изменению ситуации, педагоги испытывают большую потребность в информационной, действенной и эмоциональной поддержке со стороны коллег [2]. Различные виды поддержки со стороны коллег делают усилия по разрешению стрессовой ситуации более произвольными и эффективными.
На процесс совладания со стрессом влияет комплекс психофизиологических, личностных и социальных факторов. Культура поведения человека в социуме, являясь фактором социальным, модифицирует психофизиологические задатки и личностные особенности под требования социума. Положительной стороной этого фактора является соблюдение личных психологических границ в процессе общения, что сохраняет целостность и здоровье личности человека. Отрицательной стороной применения слишком жестких культурных требований к поведению человека является появление большого количества психосоматических заболеваний у людей в современном социуме как ответа на непосильные требования общества к личности современного человека.
Список литературы
1. Артемьева Т. В. Исследование копинг-стратегий педагогов в профессиональной деятельности / Т. В. Артемьева // Образование и саморазвитие - 2014. - № 4. – С. 42.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - М.: Академия, Смысл, 2007. - 528 с. (3-е изд., испр. и доп.).
3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672, [6] с. – (Большая университетская библиотека).
4. Малышев И. В. Взаимосвязь творческого потенциала и копинг-стрессовых стратегий личности у студентов ВУЗа // Известия Саратовского ун-та. Нов. серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика.», 2013. Т. 13, вып. 3.
5. Фомичева А.Е. Взаимосвязь предпочитаемых стратегий совладания и этнонациональных установок. // Автореф. диссерт. М.: МГППУ, 2014.