Авторы: Хаймовская Н. А. Солдатенкова Е. С.
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена изучению взаимосвязи осознанного материнства с ценностной сферой женщины, детско-родительскими отношениями, самооценкой, тревожностью. В работе представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня и особенностей самооценки, тревожности и ценностной сферы личности и осознанности материнства, определено влияние осознанного материнства на детско-родительские отношения, найдена значимая связь между стажем материнства и осознанностью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Осознанность, материнство, самооценка, тревожность, терминальные ценности, сферы жизни, отношения, дети.
УДК 159.9
ББК 88.3
По данным многочисленных социологических и психологических исследований для молодого поколения женщин России характерным является несформированное ценностное отношение к материнству, многие женщины не считают материнство главным женским предназначением, в том числе у многих из них вообще отсутствует желание иметь детей [5].
В результате пропаганды среди женщин идеологии феминизма – быть эмансипированной, независимой и современной – молодые матери все чаще делают свой выбор в пользу карьеры, не учитывая тот факт, что именно мать оказывает существенное влияние на детское развитие, на формирование психологического склада ребенка (З. Фрейд, Д. В. Винникотт, К. Роджерс, А. С. Спиваковская, В. С. Мухина, Н. Н. Васягина). [1,2,3,4].
Осознание женщиной феномена материнства происходит постепенно, через жизненный опыт. Женщине, которая стала матерью, для того чтобы гармонично встроить в свою жизнь ценность ребенка, предстоит перестроить всю систему жизненных ценностей и интересов. Какую доминирующую оценку материнской роли изберет для себя женщина, такая стратегия материнства и будет реализовываться в поведенческой составляющей. Материнская роль призывает женщину к актуализации сил для осознания нового смысла жизни [6].
Все вышеперечисленное влияет на сложности в материнстве и детское развитие.
На основании вышеизложенного анализа можно сказать, что проблема осознанного отношения к материнству, как к главной ценности женщины, в современном российском обществе является актуальной.
В нашем исследовании мы попытались рассмотреть, как личностные качества женщины влияют на принятие и понимание роли матери и осознанное материнство, а также как уровень осознанности материнства сказывается на специфике детско-родительских отношений.
Основной гипотезой исследования выступало предположение о том, что самооценка, тревожность, значимые ценности и сферы жизни женщины оказывают влияние на ее осознанность в роли матери и взаимоотношения с ребенком.
Методиками, на которые мы опирались в своем исследовании, были: опросник «Сознательное родительство» М. С. Ермихина; опросник «Терминальные ценности» И. Г. Сенина; тест-опросник «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалёва; «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина; Опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина.
В исследование использовался корреляционный анализ Спирмена.
В исследовании приняли участие 40 замужних женщин в возрасте от 26 до 45 лет, имеющих детей в возрасте от 1 года до 10 лет.
По результатам анализа осознанности, было выявлено, что 38% женщин имеют средний уровень осознанного материнства, 35% женщин имеют низкий уровень осознанности, 27% высокий уровень осознанного материнства. Это может говорить о том, что большинство матерей подходят к вопросу воспитания и развития ребенка больше осознанно, чем не осознанно, и для них данная сфера жизни является значимой, но большой процент низкого уровня осознанного материнства, говорит о том, что есть внутренние или внешние факторы, не позволяющие женщине в полной мере осознанно подойти к вопросу рождения и воспитания ребенка.
По данным нашего исследования у женщин с высоким уровнем осознанности материнства преобладают ценности, направленные на основные компоненты родительства. Преобладающими являются: родительские чувства, отношения, родительская ответственность. Такие матери более чувственно относятся к своим детям, прислушиваются к их мнению, уважают желания собственных детей, более ответственно относятся к воспитанию. У матери с низким уровнем осознанности такие компоненты родительства как семейные ценности, родительская позиция, стиль семейного воспитания не преобладают – это может говорить о том, что для таких матерей семья не является главной ценностной сферой и, как следствие, нет понимания и определенной структуры в вопросе воспитания ребенка.
Исследование терминальных ценностей и сфер жизни женщин показало, что преобладающей терминальной ценностью для большинства женщин, принявших участие в исследовании, является собственный престиж – это может быть связано с тем, что каждый человек стремится к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению он прислушивается в наибольшей степени, и на чье мнение он ориентируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах и дает предположение, что такая мать больше стремится найти контакт и взаимопонимание со своим ребенком, завоевать его доверие и уважение, также значимой ценностью является активные социальные контакты, многие матери для обмена информацией, получения новой, отслеживания различных детских мероприятий, а также поддержания себя и своего собственного внутреннего мира, состоят в различных социальных обществах и группах. Собственные достижения для многих матерей уходят на второй план, это может быть следствием того, что теперь все значимые достижения совершаются, по их мнению, ребенком. Семейная жизнь, преобладающая сфера жизни у женщин. Преобладание этой сферы жизни может говорить о том, что женщины сфокусированы именно на системе семейных отношений на уровне всех подсистем - и супружеской и детско-родительской и, как следствие, направляют усилия на то, чтобы в семье были гармоничные отношения между всеми ее членами, особенно в рамках детско-родительских взаимодействий.
Исследование самооценки у обеих групп показало, что, преобладающими уровнями самооценки являются средний (44%) и низкий уровень (43%) — это может быть связано с тем, что женщина сфокусировала свое внимание на системе семейных отношений, в частности на вопросе воспитания и детско-родительского взаимодействия. Терминальные ценности, которые на прямую связаны с самооценкой стали менее значимы. Небольшой процент женщин (13%), имеющих высокую самооценку, может свидетельствовать о том, что часть женщин осознанно приняли на себя новую роль матери и находят в системе семейных отношений, в подсистеме супружеской и детско-родительской ресурс на самореализацию и развитие. Гипотеза о влиянии самооценки на осознанное материнство подтвердилась на уровне 0,01, это говорит о том, что женщина, которая трезво оценивает свои силы, возможности, слабые и сильные стороны, готова к критике и саморазвитию, относится к роли матери более осознанно.
Исследования реактивной и личностной тревожности показали, что умеренный уровень тревожности преобладает у большинства женщин, исходя из этого можно предположить, что большинство матерей реагируют на происходящие события, текущие проблемы и переживания более спокойно и адекватно. Невысокий процент матерей все же имеют высокий уровень тревожности – это может быть связано с личностной тревожностью матери и с тем, что родители, имеющие одного ребенка младшего дошкольного возраста, еще не выработали устойчивую систему реагирования на различные жизненные ситуации, происходящие с их ребенком.
Можно так же отметить, что 25% матерей умеют высокий уровень личностной тревожности и только 20% высокий уровень реактивной тревожности, это может свидетельствовать том, что значительное число респондентов с высокой личностной тревожностью (конституциональной чертой) хорошо адаптированы к стрессовым ситуациям. В подтверждение гипотезы найдена значимая связь на уровне 0,01 между уровнем осознанного материнства и тревожностью, что свидетельствует о том, что менее тревожные матери более осознают все процессы, связанные с материнством, и гармоничней простраивают взаимодействие со своим ребенком.
При исследовании детско-родительских отношений выявлено, что у матерей с высоким уровнем осознанного материнства важным аспектом в детско-родительских отношениях является принятие собственного ребенка таким, какой он есть без ложных надежд и ожиданий, из этого следует отсутствие давления и авторитарного контроля над ребенком, а также ошибки, совершаемые ребенком, воспринимаются, как временные трудности, а в его силы искренне верят. У таких матерей преобладающим стилем воспитания, является демократический. Заинтересованность жизнью ребенка значительно ниже у матерей с низким уровнем осознанного материнства, это следует из того, что такие матери не ставят на первое место семью и свое взаимодействие с ребенком из-за приоритетов в других сферах жизни. Давления и авторитарного контроля у таких матерей больше, это может свидетельствовать о том, что нет понимания, как можно урегулировать отношения с ребенком и наладить гармоничное взаимодействие для обеих сторон, а так как нет уверенности в себе и своих силах, то и отношение к неудачам ребенка воспринимается более болезненно, чем у матерей с высоким уровнем осознанности материнства; преобладающими стилями воспитания у матерей с низким уровнем осознанности являются авторитарный и гиперопекающий. В подтверждение гипотезы найдена обратная корреляционная связь между уровнем осознанного материнства, авторитарным контролем и отношением к неудачам ребенка. А также прямая корреляционная связь между уровнем осознанного материнства, принятием и кооперацией. Это может свидетельствовать о том, что у более сознательных матерей более благоприятные взаимоотношения с ребенком.
В ходе проведения исследования найдена обратная корреляционная связь между стажем материнства и уровнем осознанного материнства. 86% матерей с низким уровнем осознанности имеют детей в возрасте 3, 6-7, 10 лет, возможно, это связано с тем, что дети в этом возрасте находятся в кризисе 3 и 7 лет и в преддверии пубертатного периода. В этот период у матери из-за непонимания происходящего с их детьми может происходит смена родительской позиции, стиля воспитания, ценностей, а главное родительские чувства оказываются в смятении.
В заключение хочется отметить, что проведенное эмпирическое исследование показало, что ценности, тревожность и самооценка матери оказывают существенное влияние на особенности детского развития, на качество отношений между родителями и детьми, а также на формирование психологического склада ребенка. Если женщина осознанно относится к материнству, то появление ребенка у такой матери будет давать новый толчок для ее развития и, соответственно, создавать благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.
Таблица № 1
|
Уровень осознанности материнства |
Самооценка |
|
Уровень осознанности материнства |
rxy |
1,000 |
,383** |
N |
40 |
40 |
|
Самооценка |
rxy |
,383** |
1,000 |
N |
40 |
40 |
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Таблица № 2
|
Уровень осознанности материнства |
Реактивная тревожность |
Личностная тревожность |
|
Уровень осознанности материнства |
rxy |
1,000 |
-,288* |
-,376** |
N |
40 |
40 |
40 |
|
Реактивная тревожность |
rxy |
-,288* |
1,000 |
,298* |
N |
40 |
40 |
40 |
|
Личностная тревожность |
rxy |
-,376** |
,298* |
1,000 |
N |
40 |
40 |
40 |
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Таблица № 3
|
Реактивная тревожность |
Личная тревожность |
Самооценка |
|
Реактивная тревожность |
rxy |
1,000 |
,298* |
-,579** |
N |
40 |
40 |
40 |
|
Личная тревожность |
rxy |
,298* |
1,000 |
-,481** |
N |
40 |
40 |
40 |
|
Самооценка |
rxy |
-,579** |
-,481** |
1,000 |
N |
40 |
40 |
40 |
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Таблица № 4
|
Уровень осознанности материнства |
Принятие отвержения |
Авторитарный контроль |
Кооперация |
Отношение к неудачам ребенка |
|
Уровень осознанности материнства |
rxy |
1,000 |
,275* |
-,405** |
,324* |
-,341* |
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
|
Принятие отвержения |
rxy |
,275* |
1,000 |
-,101 |
,087 |
-,370** |
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
|
Авторитарный контроль |
rxy |
-,405** |
-,101 |
1,000 |
-,213 |
,337* |
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
|
Кооперация |
rxy |
,324* |
,087 |
-,213 |
1,000 |
-,108 |
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
|
Отношение к неудачам ребенка |
rxy |
-,341* |
-,370** |
,337* |
-,108 |
1,000 |
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Таблица № 5
|
Принятие отверждения |
Авторитарный контроль |
Отношение к неудачам ребенка |
Реактивная тревожность |
Личная тревожность |
|
Принятие отверждения |
rxy |
1,000 |
-,101 |
-,370** |
-,421** |
-,362* |
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
|
Авторитарный контроль |
rxy |
-,101 |
1,000 |
,337* |
,321* |
,292* |
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
|
Отношение к неудачам ребенка |
rxy |
-,370** |
,337* |
1,000 |
,316* |
,450** |
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
|
Реактивная тревожность |
rxy |
-,421** |
,321* |
,316* |
1,000 |
,298* |
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
|
Личная тревожность |
rxy |
-,362* |
,292* |
,450** |
,298* |
1,000 |
N |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Таблица № 6
|
Стаж материнства |
Уровень осознанности материнства |
|
Стаж материнства |
rxy |
1,000 |
-,467** |
N |
40 |
40 |
|
Уровень осознанности материнства |
rxy |
-,467** |
1,000 |
N |
40 |
40 |
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).