Исследование межличностных отношений в подростковом возрасте и их гендерного аспекта

Авторы: Авдулова Т. П. Попова Е. Н.

АННОТАЦИЯ 

Работа посвящена исследованию взаимоотношений между юношами и девушками 14-17 лет и поиску взаимосвязей гендерного аспекта. В исследовании представлены результаты анализа показателей гендерной идентичности и межличностных отношений среди подростков.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА 

Гендерная идентичность, межличностные отношения, подростковый возраст.

УДК 159.9 

ББК 88.4

Проблема исследования состоит в том, что современное общество претерпевает значительные изменения ввиду различных внешних факторов, которые во многом изменяют наполнение понятия «гендер», и того, как он влияет на развитие отношений, как подростки осознают себя. В первую очередь, это связано с подростковым возрастом, на который приходится становление личности в социуме, формирование полоролевой и гендерной идентичности, первые гендерно окрашенные контакты и отношения, а значит и развитие, и усложнение межличностных отношений.

Межличностные отношения современных подростков оказываются под влиянием цифровых факторов, факторов пандемических ограничений, индивидуализации общества и трансформации системы отношений в целом. А чувствительность подростков к изменениям в сфере отношений велика в силу ведущего характера деятельности общения в отрочестве. Данные изменения и новые реалии обуславливают актуальность исследования.

Гипотезой исследования выступало предположение, что существуют взаимосвязи между особенностями межличностных отношений и гендерной принадлежностью в подростковом возрасте.

В исследовании приняли участие 80 подростков (40 юношей и 40 девушек) в возрасте от 14 до 17 лет.

Для проведения исследования использовались:

  1. Методика «Маскулинность – фемининность» С. Бэм;
  2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
  3. Тест описания поведения К. Томаса;
  4. Тест-опросник КОС - 1.

Результаты исследования межличностных отношений в подростковом возрасте с учетом гендера


В соответствие с целью исследования были проанализированы данные по методике «Маскулинность – фемининность» С. Бэм. Полученные данные графически представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Средние значения показателей гендерных установок в группах девушек и юношей.

По результатам исследования можно говорить о том, что преобладающее большинство девушек и юношей имеют гендерную идентичность аналогичную своему полу.

Сравнительный анализ позволил выявить следующие показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ по методике «Маскулинность – фемининность» С. Бэм в группах исследования

Шкалы

Девушки (n=40)

Юноши (n=40)

U – критерий Манна – Уитни, p

M


Фемининность 

15,18

9,10

344,5 p < 0,01

Маскулинность

10,58

13,98

588 p < 0,20







Полученные результаты подтверждают статистическую разницу между показателями фемининности в различных группах, что позволяет говорить о том, что девушки более мягкие, сочувствующие, склонные к уступчивости и гибкости в своих проявлениях, чем юноши.

В соответствие с целью исследования были проанализированы данные по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири.

Полученные данные графически представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Средние значения показателей межличностных отношений в группах девушек и юношей

Примечание: 1. Авторитарный 2. Эгоистичный 3. Агрессивный 4. Подозрительный 5. Подчиняемый 6. Зависимый 7. Дружелюбный 8. Альтруистический

В результате полученных данных, можно говорить о том, что группа исследования девушек характеризуется такими чертами, как зависимость, подозрительность и альтруистичность, что раскрывается как сочетание неуверенности в себе с отчужденностью от окружающих, обидчивостью при ответственном отношении к окружающим. Наиболее низкие баллы в группе – дружелюбность.

В группе юношей наиболее выраженными являются такие показатели как: агрессивность, зависимость, эгоистичность и авторитарность. Наиболее низкие показатели – подозрительность и альтруистичность. Таким образом, данную группу можно охарактеризовать, как резко неуверенных в себе, имеющих навязчивые страхи, опасения, тревожащихся по любому поводу, при этом склонных к соперничеству, не альтруистичных.

Далее по данной методике был проведен сравнительный анализ, который позволил выявить следующие показатели, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири в группах исследования

Шкалы

Девушки (n=40)

Юноши (n=40)

U – критерий Манна – Уитни, p

M


Альтруистический

11,2

8,7

375p <0,04

Авторитарный

10,4

10,4

464,5 p < 0,03

Эгоистичный

10,9

11,5

733,5 p < 0,52

Агрессивный

9,1

9,8

541,5 p < 0,14

Подозрительный 

12,2 

9,7

382 p < 0,01

Подчиняемый

11,0

10,2

352,5 p <0,05

Зависимый

12,2

12,4

796 p < 0,96

Дружелюбный

9,4

10,1

483 p < 0,06






По результатам проведенного анализа, можно говорить о том, что девушки статистически достоверно имеют более высокие показатели по шкале подозрительности, чем юноши того же возраста. Таким образом, можно характеризовать девушек, как более необщительных, неуверенных в себе, замкнутых и скептически настроенных по отношению к другим людям. Это может быть связано с тем, что они в целом по статистике имеют более низкие показатели по самооценке и более трудно устанавливают контакты, вероятно ввиду начинающегося подросткового кризиса.

Полученные результаты подчиняемости у девушек выше, чем у юношей, это говорит о способности девушек к подчинению в социуме, что обусловлено их гендерной идентичностью. Традиционно и в семье от девушек требуют большего послушания и подчинения.

В то же время, было выявлено, что по шкале альтруизма у девушек статистически более высокие показатели, чем у юношей. Соответственно, можно говорить о том, что девушки более сострадательны, охотнее приходят на помощь, в том числе в ущерб себе, и в целом больше принимают на себя ответственность за других. Вероятно, это связано с тем, что они более социально активны, и несмотря на начинающийся кризис, более отзывчивы к окружающему миру.

В соответствии с целью исследования были проанализированы данные по методике «Тест описания поведения К. Томаса». Полученные данные графически представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Средние значения показателей поведения в группах девушек и юношей

По результатам статистических данных можно говорить о том, что наиболее выраженными в группе девушек являются следующие паттерны поведения: приспособление, уклонение и сотрудничество.

В группе юношей наиболее выраженными являются такие показатели, как соперничество и уклонение. Полученные результаты в данной группе находятся на более низком уровне, чем в группе девушек.

Далее по данной методике был проведен сравнительный анализ, который позволил выявить следующие показатели, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ по методике «Тест описания поведения К. Томаса» в группах исследования

Шкалы

Девушки (n=40)

Юноши (n=40)

U – критерий Манна – Уитни, p

М


Соперничество

3,48

4,20

352 p < 0,05

Приспособление 

4,50

3,43

326,5 p <0,01

Компромисс

3,75

3,18

798 p < 0,98

Уклонение (избегание)

4,60

3,85

719,5 p < 0,42

Сотрудничество

3,95

3,18

664 p < 0,18

По результатам сравнительного анализа можно говорить о том, что в группе юношей статистически достоверно более высокие показатели соперничества, чем в группе девушек. Вероятно, это связано с базовым показателем маскулинности, который во многом отвечает за конкурентность, резкость и агрессивность, которые присуще соперническому поведению.

В группе девушек приспособление является более выраженной стратегией поведения. Это может быть связано с более высокими показателями фемининности, которые отвечают за уступчивость и мягкость.
В соответствии с целью исследования были проанализированы данные по методике «Тест-опросник КОС - 1». Полученные данные графически представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Средние значения показателей коммуникативных и организаторских навыков в группах девушек и юношей

По результатам проведенного анализа можно говорить о том, что девушки имеют более высокие показатели организаторских способностей при достаточно средних показателях коммуникативных навыков.

В то же время можно говорить о том, что у юношей все показатели методики КОС-1 выражены в рамках средних показателей.

Далее по данной методике был проведен сравнительный анализ, который позволил выявить следующие показатели, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Сравнительный анализ по методике «Тест-опросник КОС - 1» в группах исследования

Шкалы

Девушки (n=40)

Юноши (n=40)

U – критерий Манна – Уитни, p

М


Организаторские навыки

0,70

0,48

 

315 p < 0,05

Коммуникативные навыки

0,47


0,44

509 p < 0,22

По результатам сравнительного анализа видно, что в группе девушек высоко выражены показатели организаторских навыков, что может быть связано с тем, что в совокупности поведенческих паттернов, девушки проявляют больше гибкости и мягкости, что при средних показателях маскулинности позволяет им успешно договариваться со сверстниками, соблюдая собственные интересы.

В соответствии с целью и задачами исследования также был проведен интеркорреляционный анализ показателей маскулинности и фемининности в контексте поведенческих стереотипов межличностного поведения у подростков.

  • Анализ взаимосвязей проводился отдельно в группах сравнения. В группе девушек были получены следующие данные, представленные в таблице 5.

Таблица 5

Корреляционная матрица показателей межличностных отношений и гендерной идентичности в группе девушек



Уклонение (избегание)

Авторитарный

Эгоистичный

Агрес

сивный

Подозрительный

Подчиняемый

Зависимый

Дружелюбный

Альтруисти

ческий

Маскулинность

0,109

0,172

0,174

-0,143

-0,301*

0,167

-0,094

-0,089

-0,213

Фемин

ность

0,384*

0,141

0,252

-0,041

0,640**

0,355*

-0,101

-0,068

0,563**

Примечание: * – при p <0,05; ** – при p <0,01

  • В результате проведенного анализа можно говорить о том, что в группе девушек выявлена связь маскулинности с подозрительностью, таким образом, чем выше выражена маскулинность, тем ниже уровень подозрительности. Можно предположить, что маскулинность связана с более прямолинейным подходом, который исключает необходимость подозревать и искать подвоха.
  • Далее было выявлено, что фемининность у девушек связана с уклонением, так как высокие показатели фемининности сочетаются с высокими показателями избегания. Можно предположить, что данная связь основана на совокупной черте гибкости, свойственной фемининности.
  • Показатели фемининности у девушек сочетается с подозрительностью, подчиняемостью и альтруизмом. Опираясь на описание фемининности, данное С. Бэм, можно сделать вывод о том, что подчиняемость является следствием мягкости, подозрительность – более эмоциональным окрасом отношений, а альтруизм сочетает потребность в заботе и позитивных отношениях.
  • В ходе исследования были получены результаты взаимосвязей между показателями межличностных отношений, которые позволяют углубиться в понимание устройства отношений в изучаемой группе (таблица 6).

Таблица 6

Корреляционная матрица показателей межличностных отношений в группе девушек


Компромисс

Сотрудничество

Подчиняемый

ОС

0,338*

0,792**

-0,280

Приспособление

0,017

-0,229

0,325*

Компромисс

1

-0,069

0,319*

Примечание: * – при p <0,05; ** – при p <0,01

В результате исследования было выявлено, что организаторские способности у группы девушек сочетаются с показателями компромисса и сотрудничества, а приспособление с подчиняемостью, о чем свидетельствуют достаточно высокие значения этих шкал.

Далее был проведен корреляционный анализ в группе юношей, результаты которого представлены в таблице 7.

Таблица 7

Корреляционная матрица показателей межличностных отношений и гендерной идентичности в группе юношей


Соперничество

Сотрудничество

Агрессивность

Дружелюбие

Альтруистичность

Маскулинность

0,596**

0,566**

-0,060

0,329*

0,383*

Феминность

-0,091

-0,204

0,477**

-0,011

0,323*

Примечание: * – при p <0,05; ** – при p <0,01

В результате данного анализа видно, что у юношей показатель маскулинности сочетается с поведенческим паттерном соперничества, а также сотрудничества. Юноши с высоким уровнем маскулинности предпочитают не соревноваться там, где можно договориться и посотрудничать, а также проявляют миролюбивые черты, о чем свидетельствуют показатели взаимосвязи с дружелюбием и альтруизмом.

Также у этой группы были выявлены связи фемининности с агрессивностью и альтруизмом, что может расцениваться как компенсаторное проявление фемининных черт.

Далее, для понимания устройства межличностных отношений в группе юношей, были проанализированы следующие связи (таблица 8).

Таблица 8

Корреляционная матрица показателей межличностных отношений в группе юношей


Компромисс

Уклонение (избегание)

Подчиняемость

Зависимость

Дружелюбность

КС

-0,045

0,094

-0,114

-0,319*

0,320*

ОС

-0,347*

-0,331*

-0,380*

0,058

0,089

Соперничество

0,014

0,216

-0,108

0,039

-0,378*

Приспособление

0,307

0,195

0,052

0,068

0,363*

Примечание: * – при p <0,05; ** – при p <0,01

В ходе данного анализа было выявлено, что коммуникативные навыки имеют отрицательные связи с зависимым поведением, и положительные с дружелюбием, что может расцениваться, как отсутствие навыка коммуникации, который не позволяет строить продуктивные отношений.

Также были выявлены обширные связи организаторских способностей с компромиссом, уклонением и подчинением. Это говорит о том, что высокий уровень организации связан с низкими показателями поведенческих паттернов. В полученных данных у юношей, в отличие от девушек, организаторские навыки отрицательно связаны с компромиссом, что вероятно связано с директивным построением взаимоотношений. Это подтверждается отрицательными связями по шкалам уклонения и подчиняемости, которые также не сочетаются с организаторскими навыками.

Также было выявлено, что дружелюбие отрицательно связано в этой группе с соперничеством и позитивно – с приспособлением. Эти две связи позволяют судить о том, что основа дружбы у юношей этого возраста представлена механизмами соперничества, а не приспособлением к другому человеку.

Полученные в данном исследовании результаты позволяют говорить о том, что существует ряд паттернов поведения, связанных с гендерной идентичностью, которые следует учитывать при работе в этом направлении.

Можно говорить о том, что у девушек подозрительность связана с высокими показателями фемининности и низкими показателями маскулинности, альтруизм имеет высокий уровень корреляции с фемининностью, а организационные навыки реализуются в контексте компромиссных реакций и паттернов поведения, направленных на сотрудничество.

У юношей можно выделить высокие показатели, связанные с маскулинностью, такие как: соперничество, которое имеет не компенсаторный формат, сотрудничество, дружелюбие и альтруизм. Таким образом, подтверждается идея того, что низкие показатели маскулинности мужчины неосознанно компенсируют агрессивностью и директивностью. Кроме того, были выявлены связи с фемининностью, что в целом позволяет говорить о более разносторонних связях аспектов гендера с межличностными отношениями у юношей.

По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что цель и задачи исследования были достигнуты, гипотеза о том, что существуют взаимосвязи между особенностями межличностных отношений и гендерной принадлежностью в подростковом возрасте, нашла свое подтверждение.

Список используемой литературы

  1. Арендачук И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. –2017. –№4. 2
  2. Бандура А. Принципы социального научения / А. Бандура, Р. Уолтерс // Современная зарубежная социальная психология. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 315 с.
  3. Бэм С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С.Л. Бем. – М.: Рос. полит. энциклопедия, 2004. – 336 с.
  4. Берн Ш.М. Гендерная психология / Ш.М. Берн. – СПб.: Нева, 2001. – 320 с.
  5. Гукова Д.А., Тухужева Л.А., Бегиева Б.М. Межличностные отношения // Вопросы науки и образования. 2018. №26 (38).
  6. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников – Автореф. докт. дис. — М. – 1981 г. 20