Авторы: Авдулова Т. П. Попова Е. Н.
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена исследованию взаимоотношений между юношами и девушками 14-17 лет и поиску взаимосвязей гендерного аспекта. В исследовании представлены результаты анализа показателей гендерной идентичности и межличностных отношений среди подростков.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Гендерная идентичность, межличностные отношения, подростковый возраст.
УДК 159.9
ББК 88.4
Проблема исследования состоит в том, что современное общество претерпевает значительные изменения ввиду различных внешних факторов, которые во многом изменяют наполнение понятия «гендер», и того, как он влияет на развитие отношений, как подростки осознают себя. В первую очередь, это связано с подростковым возрастом, на который приходится становление личности в социуме, формирование полоролевой и гендерной идентичности, первые гендерно окрашенные контакты и отношения, а значит и развитие, и усложнение межличностных отношений.
Межличностные отношения современных подростков оказываются под влиянием цифровых факторов, факторов пандемических ограничений, индивидуализации общества и трансформации системы отношений в целом. А чувствительность подростков к изменениям в сфере отношений велика в силу ведущего характера деятельности общения в отрочестве. Данные изменения и новые реалии обуславливают актуальность исследования.
Гипотезой исследования выступало предположение, что существуют взаимосвязи между особенностями межличностных отношений и гендерной принадлежностью в подростковом возрасте.
В исследовании приняли участие 80 подростков (40 юношей и 40 девушек) в возрасте от 14 до 17 лет.
Для проведения исследования использовались:
В соответствие с целью исследования были проанализированы данные по методике «Маскулинность – фемининность» С. Бэм. Полученные данные графически представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Средние значения показателей гендерных установок в группах девушек и юношей.
По результатам исследования можно говорить о том, что преобладающее большинство девушек и юношей имеют гендерную идентичность аналогичную своему полу.
Сравнительный анализ позволил выявить следующие показатели, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ по методике «Маскулинность – фемининность» С. Бэм в группах исследования
Шкалы |
Девушки (n=40) |
Юноши (n=40) |
U – критерий Манна – Уитни, p |
||
M |
|
||||
Фемининность |
15,18 |
9,10 |
344,5 p < 0,01 |
||
Маскулинность |
10,58 |
13,98 |
588 p < 0,20 |
||
|
|
|
|
|
|
Полученные результаты подтверждают статистическую разницу между показателями фемининности в различных группах, что позволяет говорить о том, что девушки более мягкие, сочувствующие, склонные к уступчивости и гибкости в своих проявлениях, чем юноши.
В соответствие с целью исследования были проанализированы данные по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири.
Полученные данные графически представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Средние значения показателей межличностных отношений в группах девушек и юношей
Примечание: 1. Авторитарный 2. Эгоистичный 3. Агрессивный 4. Подозрительный 5. Подчиняемый 6. Зависимый 7. Дружелюбный 8. Альтруистический
В результате полученных данных, можно говорить о том, что группа исследования девушек характеризуется такими чертами, как зависимость, подозрительность и альтруистичность, что раскрывается как сочетание неуверенности в себе с отчужденностью от окружающих, обидчивостью при ответственном отношении к окружающим. Наиболее низкие баллы в группе – дружелюбность.
В группе юношей наиболее выраженными являются такие показатели как: агрессивность, зависимость, эгоистичность и авторитарность. Наиболее низкие показатели – подозрительность и альтруистичность. Таким образом, данную группу можно охарактеризовать, как резко неуверенных в себе, имеющих навязчивые страхи, опасения, тревожащихся по любому поводу, при этом склонных к соперничеству, не альтруистичных.
Далее по данной методике был проведен сравнительный анализ, который позволил выявить следующие показатели, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири в группах исследования
Шкалы |
Девушки (n=40) |
Юноши (n=40) |
U – критерий Манна – Уитни, p |
|
M |
|
|||
Альтруистический |
11,2 |
8,7 |
375, p <0,04 |
|
Авторитарный |
10,4 |
10,4 |
464,5 p < 0,03 |
|
Эгоистичный |
10,9 |
11,5 |
733,5 p < 0,52 |
|
Агрессивный |
9,1 |
9,8 |
541,5 p < 0,14 |
|
Подозрительный |
12,2 |
9,7 |
382 p < 0,01 |
|
Подчиняемый |
11,0 |
10,2 |
352,5 p <0,05 |
|
Зависимый |
12,2 |
12,4 |
796 p < 0,96 |
|
Дружелюбный |
9,4 |
10,1 |
483 p < 0,06 |
|
|
|
|
|
|
По результатам проведенного анализа, можно говорить о том, что девушки статистически достоверно имеют более высокие показатели по шкале подозрительности, чем юноши того же возраста. Таким образом, можно характеризовать девушек, как более необщительных, неуверенных в себе, замкнутых и скептически настроенных по отношению к другим людям. Это может быть связано с тем, что они в целом по статистике имеют более низкие показатели по самооценке и более трудно устанавливают контакты, вероятно ввиду начинающегося подросткового кризиса.
Полученные результаты подчиняемости у девушек выше, чем у юношей, это говорит о способности девушек к подчинению в социуме, что обусловлено их гендерной идентичностью. Традиционно и в семье от девушек требуют большего послушания и подчинения.
В то же время, было выявлено, что по шкале альтруизма у девушек статистически более высокие показатели, чем у юношей. Соответственно, можно говорить о том, что девушки более сострадательны, охотнее приходят на помощь, в том числе в ущерб себе, и в целом больше принимают на себя ответственность за других. Вероятно, это связано с тем, что они более социально активны, и несмотря на начинающийся кризис, более отзывчивы к окружающему миру.
В соответствии с целью исследования были проанализированы данные по методике «Тест описания поведения К. Томаса». Полученные данные графически представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Средние значения показателей поведения в группах девушек и юношей
По результатам статистических данных можно говорить о том, что наиболее выраженными в группе девушек являются следующие паттерны поведения: приспособление, уклонение и сотрудничество.
В группе юношей наиболее выраженными являются такие показатели, как соперничество и уклонение. Полученные результаты в данной группе находятся на более низком уровне, чем в группе девушек.
Далее по данной методике был проведен сравнительный анализ, который позволил выявить следующие показатели, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ по методике «Тест описания поведения К. Томаса» в группах исследования
Шкалы |
Девушки (n=40) |
Юноши (n=40) |
U – критерий Манна – Уитни, p |
М |
|
||
Соперничество |
3,48 |
4,20 |
352 p < 0,05 |
Приспособление |
4,50 |
3,43 |
326,5 p <0,01 |
Компромисс |
3,75 |
3,18 |
798 p < 0,98 |
Уклонение (избегание) |
4,60 |
3,85 |
719,5 p < 0,42 |
Сотрудничество |
3,95 |
3,18 |
664 p < 0,18 |
По результатам сравнительного анализа можно говорить о том, что в группе юношей статистически достоверно более высокие показатели соперничества, чем в группе девушек. Вероятно, это связано с базовым показателем маскулинности, который во многом отвечает за конкурентность, резкость и агрессивность, которые присуще соперническому поведению.
В группе девушек приспособление является более выраженной стратегией поведения. Это может быть связано с более высокими показателями фемининности, которые отвечают за уступчивость и мягкость.
В соответствии с целью исследования были проанализированы данные по методике «Тест-опросник КОС - 1». Полученные данные графически представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Средние значения показателей коммуникативных и организаторских навыков в группах девушек и юношей
По результатам проведенного анализа можно говорить о том, что девушки имеют более высокие показатели организаторских способностей при достаточно средних показателях коммуникативных навыков.
В то же время можно говорить о том, что у юношей все показатели методики КОС-1 выражены в рамках средних показателей.
Далее по данной методике был проведен сравнительный анализ, который позволил выявить следующие показатели, представленные в таблице 4.
Таблица 4
Сравнительный анализ по методике «Тест-опросник КОС - 1» в группах исследования
Шкалы |
Девушки (n=40) |
Юноши (n=40) |
U – критерий Манна – Уитни, p |
|||
М |
|
|||||
Организаторские навыки |
|
|
315 p < 0,05 |
|||
Коммуникативные навыки |
0,47
|
0,44 |
509 p < 0,22 |
По результатам сравнительного анализа видно, что в группе девушек высоко выражены показатели организаторских навыков, что может быть связано с тем, что в совокупности поведенческих паттернов, девушки проявляют больше гибкости и мягкости, что при средних показателях маскулинности позволяет им успешно договариваться со сверстниками, соблюдая собственные интересы.
В соответствии с целью и задачами исследования также был проведен интеркорреляционный анализ показателей маскулинности и фемининности в контексте поведенческих стереотипов межличностного поведения у подростков.
Таблица 5
Корреляционная матрица показателей межличностных отношений и гендерной идентичности в группе девушек
|
Уклонение (избегание) |
Авторитарный |
Эгоистичный |
Агрес сивный |
Подозрительный |
Подчиняемый |
Зависимый |
Дружелюбный |
Альтруисти ческий |
Маскулинность |
0,109 |
0,172 |
0,174 |
-0,143 |
-0,301* |
0,167 |
-0,094 |
-0,089 |
-0,213 |
Фемин ность |
0,384* |
0,141 |
0,252 |
-0,041 |
0,640** |
0,355* |
-0,101 |
-0,068 |
0,563** |
Примечание: * – при p <0,05; ** – при p <0,01
Таблица 6
Корреляционная матрица показателей межличностных отношений в группе девушек
|
Компромисс |
Сотрудничество |
Подчиняемый |
ОС |
0,338* |
0,792** |
-0,280 |
Приспособление |
0,017 |
-0,229 |
0,325* |
Компромисс |
1 |
-0,069 |
0,319* |
Примечание: * – при p <0,05; ** – при p <0,01
В результате исследования было выявлено, что организаторские способности у группы девушек сочетаются с показателями компромисса и сотрудничества, а приспособление с подчиняемостью, о чем свидетельствуют достаточно высокие значения этих шкал.
Далее был проведен корреляционный анализ в группе юношей, результаты которого представлены в таблице 7.
Таблица 7
Корреляционная матрица показателей межличностных отношений и гендерной идентичности в группе юношей
|
Соперничество |
Сотрудничество |
Агрессивность |
Дружелюбие |
Альтруистичность |
Маскулинность |
0,596** |
0,566** |
-0,060 |
0,329* |
0,383* |
Феминность |
-0,091 |
-0,204 |
0,477** |
-0,011 |
0,323* |
Примечание: * – при p <0,05; ** – при p <0,01
В результате данного анализа видно, что у юношей показатель маскулинности сочетается с поведенческим паттерном соперничества, а также сотрудничества. Юноши с высоким уровнем маскулинности предпочитают не соревноваться там, где можно договориться и посотрудничать, а также проявляют миролюбивые черты, о чем свидетельствуют показатели взаимосвязи с дружелюбием и альтруизмом.
Также у этой группы были выявлены связи фемининности с агрессивностью и альтруизмом, что может расцениваться как компенсаторное проявление фемининных черт.
Далее, для понимания устройства межличностных отношений в группе юношей, были проанализированы следующие связи (таблица 8).
Таблица 8
Корреляционная матрица показателей межличностных отношений в группе юношей
|
Компромисс |
Уклонение (избегание) |
Подчиняемость |
Зависимость |
Дружелюбность |
КС |
-0,045 |
0,094 |
-0,114 |
-0,319* |
0,320* |
ОС |
-0,347* |
-0,331* |
-0,380* |
0,058 |
0,089 |
Соперничество |
0,014 |
0,216 |
-0,108 |
0,039 |
-0,378* |
Приспособление |
0,307 |
0,195 |
0,052 |
0,068 |
0,363* |
Примечание: * – при p <0,05; ** – при p <0,01
В ходе данного анализа было выявлено, что коммуникативные навыки имеют отрицательные связи с зависимым поведением, и положительные с дружелюбием, что может расцениваться, как отсутствие навыка коммуникации, который не позволяет строить продуктивные отношений.
Также были выявлены обширные связи организаторских способностей с компромиссом, уклонением и подчинением. Это говорит о том, что высокий уровень организации связан с низкими показателями поведенческих паттернов. В полученных данных у юношей, в отличие от девушек, организаторские навыки отрицательно связаны с компромиссом, что вероятно связано с директивным построением взаимоотношений. Это подтверждается отрицательными связями по шкалам уклонения и подчиняемости, которые также не сочетаются с организаторскими навыками.
Также было выявлено, что дружелюбие отрицательно связано в этой группе с соперничеством и позитивно – с приспособлением. Эти две связи позволяют судить о том, что основа дружбы у юношей этого возраста представлена механизмами соперничества, а не приспособлением к другому человеку.
Полученные в данном исследовании результаты позволяют говорить о том, что существует ряд паттернов поведения, связанных с гендерной идентичностью, которые следует учитывать при работе в этом направлении.
Можно говорить о том, что у девушек подозрительность связана с высокими показателями фемининности и низкими показателями маскулинности, альтруизм имеет высокий уровень корреляции с фемининностью, а организационные навыки реализуются в контексте компромиссных реакций и паттернов поведения, направленных на сотрудничество.
У юношей можно выделить высокие показатели, связанные с маскулинностью, такие как: соперничество, которое имеет не компенсаторный формат, сотрудничество, дружелюбие и альтруизм. Таким образом, подтверждается идея того, что низкие показатели маскулинности мужчины неосознанно компенсируют агрессивностью и директивностью. Кроме того, были выявлены связи с фемининностью, что в целом позволяет говорить о более разносторонних связях аспектов гендера с межличностными отношениями у юношей.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что цель и задачи исследования были достигнуты, гипотеза о том, что существуют взаимосвязи между особенностями межличностных отношений и гендерной принадлежностью в подростковом возрасте, нашла свое подтверждение.