Интеграция танцевально-двигательной терапии с другими видами и техниками арт-терапии

Автор: Карих А. В.

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки и способы интеграции танцевально-двигательной терапии с различными методами и техниками арт-терапии (музыкотерапии, театротерапии, куклотерапии, терапии изобразительными искусствами, мандалотерапии, песочной терапии).

Ключевые слова: танцевально-двигательная терапия, арт-терапия.

Для понимания возможностей объединения танцевально-двигательной терапии с другими видами и техниками арт-терапии необходимо обозначить исторические предпосылки подобной интеграции. Говоря об истоках художественного творчества, важно упомянуть о его изначальном синкретизме: первобытное творчество, как и сама жизнь и мышление первобытного человека, характеризуется нерасчлененностью практической и духовной деятельности человека, полифункциональностью. При этом творчество не только неразрывно с повседневной жизнью, не только является средством передачи опыта поколений в символической форме [12], но и виды творчества неотделимы в этом процессе друг от друга. Танец, песня, музыка, облачение танцоров, использование масок имели общее значение на протяжении многих тысячелетий, и на самостоятельные виды искусства разделились значительно позднее. Например, свидетельством тесной связи танца с пением может служить тот факт, что на языке многих племен танец и песня обозначаются одним и тем же словом. В своей книге «Путь масок» К. Леви-Строс писал о том, что сама по себе маска, как тотем, не имела никакой силы и не существовала отдельно от танца, музыки, с помощью которых обретала смысл [13].

Первобытный человек не выделял себя из мира, не отделял себя от своего племени. И его самосознание еще не сформировано, его сознание – это еще сознание - «совместное знание». Отдельного индивида пока не существует, его субъективный и объективный миры не разделены. Мир первоначально диффузен, его дифференциация происходит постепенно, параллельно с проявлением «Я». Так и выделение танца из синкретичного первобытного творчества происходит постепенно. Обращаясь к танцу в современности в контексте танцевально-двигательной терапии у клиента есть возможность в специально организованном процессе вернуться к истокам художественного творчества и почувствовать эту полимодальность, синкретизм творчества, его природную целостность. 

Именно этот принцип полимодальности лег в основу современного направления интермодальной терапии выразительными искусствами (Intermodal Expressive Arts Therapies), которое начало развиваться в 70-х годах XX столетия в Университете Лесли (США). Каждый человек имеет свою собственную, единую телесную основу для реализации различных форм творчества: процессы восприятия внешнего мира через органы чувств создают уникальную канву для работы воображения и последующего творческого воплощения в разнообразных формах. При этом в терапевтическом процессе особую роль играет способность терапевта работать в разных модальностях, своевременно улавливая моменты соединения и перехода форм творческого выражения в соответствии с терапевтическими целями [8].

Говоря о соединении техник танцевально-двигательной терапии и техник других видов арт-терапии, мне хотелось бы разделить направления одномоментного слияния (или, по-другому, параллельной интеграции) нескольких разных по модальности техник и их последовательного соединения. При последовательной интеграции возможно использовать техники танцевально-двигательной терапии как самостоятельные в ряду других методических приемов, в зависимости от поставленных терапевтических целей и аудитории. При этом темы упражнений могут отвечать разным задачам. При параллельной интеграции возможно одновременно задействовать несколько арт-терапевтических приемов, например, когда в одном и том же упражнении используется и танец, и рисование, и вербальное воплощение (создание текстов, стихов), или предоставляется возможность свободно работать с возникающими в ходе терапевтического процесса образами в разных модальностях. 

Последовательная интеграция танцевально-двигательной терапии и различных видов арт-терапии

Включение техник танцевально-двигательной терапии в процесс работы с другими видами арт-терапии возможно на различных этапах терапевтического процесса. Техники танцевально-двигательной терапии могут быть использованы в качестве разминки, подготовки к погружению в терапевтический процесс. Разминочные упражнения затрагивают три аспекта: физический («разогрев»: «оживление» тела), психический (идентификация с актуальными чувствами) и социальный (установление контактов с терапевтом и участниками группы при групповой работе) [11]. Например, в практике плейбэк театра, а именно в тренинге актеров плейбэк театра, используются многие разминочные упражнения из танцевально-двигательной терапии для более полного и нестандартного использования и прочувствования своего тела, что является необходимым требованием к плейбэк актеру [18].

Техники танцевально-двигательной терапии могут быть использованы в качестве перехода между разными упражнениями других техник или как самостоятельные упражнения в ряду других. Подобные упражнения особенно успешно можно проводить при групповых занятиях с детьми разных возрастов в качестве переключения и эмоциональной двигательной разрядки, особенно в контексте работы, затрагивающей другие модальности, не подразумевающие активное использование движения (рисование, лепка).

Также техники танцевально-двигательной терапии могут быть реализованы в качестве завершающего этапа занятия: например, использование методического приема кругового танца, способного вызвать ощущение сопричастности, поддержки, общности.

Параллельная интеграция танцевально-двигательной терапии и других видов арт-терапии

Танцевально-двигательная терапия и музыкотерапия

По той причине, что музыкотерапевтический процесс всегда направлен на достижение определенных терапевтических целей, музыка в терапевтическом пространстве крайне редко существует в изолированном, чистом виде. Как правило, она соединяется с речью, психоэмоциональным переживанием, и конечно, же, с физическим движением. Например, в рамках профессиональной музыкальной терапии, в 1960-х годах возникла школа Нордофф-Роббинс. Этот метод часто называют методом активной музыкальной терапии, включающей в себя движение под музыку и движение при музицировании, которые направлены на достижение заранее обозначенных терапевтических целей [6]. Появляются исследования, свидетельствующие о потенциале интегративных методов терапевтической работы, совмещающих танцевально-двигательную и музыкальную терапию. Например, был проведен эксперимент, показывающий, что симптомы расстройств аутистического спектра у клиентов с тяжелой формой аутизма снижались в результате регулярных комбинированных занятий танцевально-двигательной и музыкальной терапией [20].

В отечественной практике хочется обратить внимание на метод музыкального движения, который, не являясь собственно терапевтическим направлением, обладает сильным развивающим и терапевтическим потенциалом [1,2, 3,4, 15,16]. Здесь музыка служит «катализатором» для освоения разных типов выразительного движения, чувствования тела, эстетического переживания.

Танцевально-двигательная терапия и театротерапия

Интеграция техник танцевально-двигательной терапии с техниками театротерапии кажется вполне естественным процессом, ведь указанные направления арт-терапии широко задействуют тело и его двигательные возможности. И чем больше используется тело, тем ярче и очевиднее психотерапевтический эффект. Включение практик танцевально-двигательной терапии в практики драматерапии, пластикодрамы, плейбэк театра расширяет возможности участников в познании своих возможностей и служат наиболее полному раскрытию выразительных способностей, осознанию внутренних процессов и развитию эмоционально-чувственной сферы [14].

Танцевально-двигательная терапия и куклотерапия

А. Буренкова отмечает, что «танце-двигательная психотерапия расширяет возможности взаимодействия с куклой и, соответственно, усиливает терапевтический эффект. Благодаря использованию основных ее техник: зеркало, усиление, развитие темы в действие, — во взаимодействии с куклой, достижимыми в достаточно короткий срок становятся диагностические и прогностические задачи психотерапии» [10]. 

Используя различные возможности создания куклы (кукла может быть воображаемой, реальной, выбранной из предложенных или созданной клиентом), разные способы идентификации в терапевтическом поле («Я-кукла» или «Я-кукловод»), при последующем взаимодействии с куклой на уровне движения и проигрывания актуальных ситуаций, создается уникальный терапевтический контекст с обширными возможностями и вариантами терапевтической работы. При таком подходе становятся очевидными не только возможности соединения техник танцевально-двигательной терапии и куклотерапии, но и интеграции с техниками игровой терапии и сказкотерапии.

Танцевально-двигательная терапия и терапия изобразительными искусствами

Удо Баер пишет: «Внешние движения запускают внутреннее движение: у человекa рождaются образы, начинают всплывать и видоизменяться чувства и настроения. И наоборот, путь к телесному переживанию может быть проложен от обрaзов и представлений человека» [7]. 

С методической точки зрения, выстраивая терапевтическую сессию, мы можем, отталкиваясь от созданных клиентом творческих продуктов на волнующие темы (рисунок, скульптура из глины и других материалов, мандалы) или выбранной клиентом (например, карту, используя различные колоды метафорических ассоциативных карт) протанцевать, прожить телом эти образы, интегрируя их в свой непосредственный двигательный опыт. 

 Либо, отталкиваясь от телесных ощущений и переживаний, по итогу танца создать какой-либо творческий продукт, тем самым выразив переживания и создав реальную фактуру для продолжения терапевтической работы, получив возможность увидеть свои внутренние переживания со стороны. При этом, по словам Удо Баера: «Воображению, его продуктам необходимо предоставить место, их надо воспринимать всерьез и уважать. […] Воображение и его творческое выражение - не только средство для достижения цели, но и сами по себе цель. Если клиенты выражают образы своего воображения, плоды своих фантазий и относятся к ним серьезно, это значит, что они воспринимают всерьез самих себя» [7]. 

Но если танец в терапевтическом пространстве – это процесс, который рождается спонтанно, имеет свое начало, развитие и завершение, то образы, рожденные в этом процессе, могут продолжить свое существование в другой творческой форме, что может быть важно для продолжения терапевтического процесса: клиент как будто обретает над ними контроль и в дальшейшем может производить с ними различные манипуляции (хранение или уничтожение, любые трансформации). Несомненное преимущество использования методов терапии изобразительными искусствами состоит в том, что мы можем их применять, когда клиент не готов к работе с движением и танцем, а также в ситуациях, когда необходима смена привычного канала восприятия или самовыражения[5]. Кроме того, язык танцевально-двигательной терапии, как и других видов арт-терапии, метафоричен. И возможно переключать процесс, не только меняя модальности, но и используя метафоры внутри одной модальности. Например, как описала Сидорова В.В., в совместном танце можно использовать метафору «большого куска глины», когда каждому из участников группы предлагается, с согласия других участников, использовать их в качестве «строительного материала» [17]. 

Танцевально-двигательная терапия и Мандалотерапия

Более 10 лет Карл Густав Юнг изучал мандалы и их воздействие на человека в психоаналитической работе. И, если в настоящее время танец «Мандала» рассматривается, в основном, как экстатический, медитативный танец, то Юнг рассматривал подобные танцы именно в терапевтическом контексте. Джоан Чодороу описывает, что вo время своегo анализа Юнг поoщрял клиентку танцевать мандалoпoдобные фигуры в те моменты, когда у нее не получалось их нарисовать. В Комментариях к "Тайне золотого цветка" Юнг писал: «Среди моих пациентов я встречал несколько женщин, которые не рисовали мандалы, а вместо этого танцевали их. В Индии для этого есть специальное название "mandala nrithya" — танец мандалы. Танцевальные фигуры выражают те же значения, что и рисунки. Мои пациенты могут сказать очень мало о значении символов, но они очарованы ими и находят, что символы каким-то образом выражают их субъективное психическое состояние и влияют на него» [19].

Методические возможности соединения мандалотерапии и танцевально-двигательной терапии очевидны: создание мандал в терапевтическом процессе, в том числе на основе шаблонов, и протанцовывание их расширяют инструментарий современного арт-терапевта.

Танцевально-двигательная терапия и песочная терапия

Безусловно, как этап в терапевтической работе, мы можем использовать как юнгианскую, так и интегративную песочницу как дополнительный, опредмеченный способ фиксации этапов разворачивания внутренней картины мира клиента, однако мне хотелось бы основное внимание уделить одномоментной интеграции методов танцевально-двигательной терапии и песочной терапии в широком смысле, как если бы у клиента была возможность представить себя фигурой в песочнице. Одну из интереснейших техник, объединяющую танцевально-двигательную терапию и песочную терапию, представил в своей книге «Терапия творчеством» Удо Баер. Обращаясь к песку, как материалу для проведения ритуалов (например, у индейцев Навахо), а также коллективных практик Индии в создании огромных песчаных картин, Баер пишет, что метафоричность песка в том, что созданное из него – изменчиво, преходяще, однажды создается и однажды исчезает. В этом работа с танцем и работа с песком очень схожи. И то, и другое – процесс. Поэтому описанная им техника «Песочные картины, картины-танцы» [7], с точки зрения автора, имеет сильный терапевтический эффект при проведении, например, завершающих встреч в групповой терапии, когда расставание неизбежно и актуальны переживания неизбежности разрыва, завершения при сопутствующих желаниях сохранить поддерживающее пространство. Техника состоит из чередующихся этапов танца, создания и преображения в танце песчаных картин на полу, поиску своего места на этой картине и его обустройства. Заканчивается техника такими словами Баера: «Картина из песка, которую вы создали как группа, не вечна, так же, как не вечна ваша группа. Вы сами создали картину вашими руками и сами же - своими ногами в совместном танце - ее разрушили, то есть опять возникла измененная, новая картина. Она так же, как и танец, рождается, живет и исчезает. Что же остается? Остается воспоминание, опыт, переживание» [7]. 

В условиях возрастающей роли применения практических методов психологии в различных областях практики, исследование возможностей их взаимной интеграции имеет практическую значимость в плане возможного расширения профессионального инструментария специалистов в психотерапии и психологическом консультировании за счет соединения и взаимного обогащения арт-терапевтических и танцевально-двигательных методик. Целостное переживание себя в условиях современной жизненной и профессиональной специализации становится все более затрудненным, и танец, особенно в контексте танцевально-двигательной терапии и его соединении с различными методами и техниками арт-терапии, способствующий единению различных аспектов личности, может содействовать гармонизации и более целостному переживанию собственного Я.

 «Танец может больше; танец может открывать нам перспективы на окружающий мир, неуловимые более грубым, более ограниченным в средствах анализом других сценических искусств. Танец говорит по-своему, облекая в геометрические формулы явления жизни» Л. Д. Блок [9].



 Список литературы

1.    Айламазьян А.М. О судьбе «музыкального движения». — «Балет». — Июль-август, 1997. — С. 20-23. 

2.    Айламазьян А.М. Смысловая моторика личности. Спецкурс. МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет общей психологии. Конспекты лекций. – 2003. 

3.    Айламазьян А.М. Контакт с музыкой как путь трансформации личности. Доклад на международной научной конференции "Свободный танец: история, философия, пути развития" (Москва, 2005 г.). Режим доступа:  http://www.heptachor.ru/Контакт_с_музыкой_как_путь_трансформации_личности Дата обращения: 01.10.2018

4.    Андреев П., Шувалова Н. Метод музыкального движения и развитие сферы чувств личности // Режим доступа: http://tdt-edu.ru/metod-muzykalnogo-dvizheniya-i-razvitie-sfery-chuvstv-lichnosti-andreev-p-shuvalova-n/ Дата обращения: 01.10.2018

5.    Андреева Н.Ю.  Использование рисунка в танцевально-двигательной терапии. 2002 // Режим доступа: http://tdt-edu.ru/ispolzovanie-risunka-v-tancevalno-dvigatelnoj-terapii-andreeva-n-yu/ Дата обращения: 01.10.18

6.    Апрелева-Коломейцева А.Т.В. О роли двигательной активности в практике доказательной музыкальной терапии. Журнал практического психолога 2015, №3, c. 108-115.

7.    Баер У. Творческая терапия - Терапия творчеством (Теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности) / пер. с нем. Е. Климовой и В. Комаровой. - М.: Независимая фирма «Класс», 2015. - 552 с. 

8.    Бирюкова И.В. Интермодальная терапия творческим выражением // Режим доступа: http://tdt-edu.ru/intermodalnaya-terapiya-tvorcheskim-vyrazheniem-biryukova-i-v/ Дата обращения: 01.10.2018

9.    Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство, 1987. - 556 с.

10.    Буренкова А. Танце-двигательная психотерапия и куклотерапия: размышления о встрече // Режим доступа: http://tdt-edu.ru/tance-dvigatelnaya-psixoterapiya-i-kukloterapiya-razmyshleniya-o-vstreche-burenkova-a/ Дата обращения: 01.10.2018

11.    Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — 336 с. 

12.    Королева Э. А. Ранние  формы танца. Изд-во «Штиинца», Кишинев, 1977г. – 215 с.

13.    Леви-Строс, Клод. Путь масок. - М.: Республика, 2000, 399 с.

14.    Никитин В. Н. Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии. Изд-во «Когито-Центр», 2003. – 182 с.

15.    Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения — Психологический журнал. – Т. 3, №3, 1982. — С. 84-92. 

16.    Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. — СПб: Издательский центр «Гуманитарная академия», 2000. – 319 с. 

17.    Сидорова В.В. Пластика тела и пластика глины: интермодальная терапия искусствами // Консультативная психология и психотерапия. 2005. № 4, с. 170-186 

18.    Фокс Х. Разогревы и упражнения для Плейбэк Театра// Альманах «АРТ&Терапия», ООО «Портал психологических услуг» СПб. 2015, №1.

19.    Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе // Журнал практического психолога, 2005, №3. 

20.    Mateos-Moreno D., Atencia-Dona L. Effect of a combined dance/movement and music therapy on young adults diagnosed with severe autism. The arts of Psychotherapy, Volume 40, Issue 5, November 2013. P. 465-472.