Автор: Корман Анна
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена теоретическому обобщению вопросов формирования взаимодействия обучающихся с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями со взрослыми. Автор освещает актуальность и степень изученности проблемы такого взаимодействия. В статье представлено определение термина «взаимодействие», особенности коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями со взрослыми и требования к его формированию.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Расстройства аутистического спектра, интеллектуальные нарушения, взаимодействие со взрослыми, индивидуальный подход.
УДК 159.9
ББК 88.4
В настоящее время в мире, где ниша межсоциальных связей особенно важна и обмен информацией является не только средством получения информации, но и одним из основных средств общения, мы не представляем себе жизнь в обществе без общения между людьми посредством различных каналов коммуникации, без знания элементарных социальных навыков и норм. Владение и знание определенных норм и правил в социуме позволяет стать человеку успешным и продвинутым. Умения адекватно использовать социальные навыки и коммуникацию – это важные условия, необходимые в построении межличностных, дружеских, рабочих отношений. Люди с расстройством аутистического спектра (РАС) – это особая категория людей с нарушенным искаженным развитием. Такие люди имеют устойчивые трудности на протяжении всей жизни в освоении новых навыков, а социально-коммуникативные связи и навыки страдают в большей степени. Они постоянно испытывают трудности вербального и невербального общения со взрослыми и со сверстниками, у них есть грубое искажение формирования всех компонентов коммуникации, они иначе воспринимают окружающий мир. Дети с РАС, в отличие от обычных детей, с большим трудом овладевают навыками межличностных отношений, чувства эмпатии и эмоциональных переживаний не развиваются, как у нейротипичных детей. Детям с РАС присуща общая дезадаптация в отношениях с окружающим миром. Одной из основных трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся с расстройствами аутистического спектра, является проблема овладения навыками взаимодействия со взрослыми.
Под взаимодействием, в данном случае, понимается процесс обмена информацией различного характера (от идей, эмоций, до физического или дистанционного опосредованного контакта) между двумя и более людьми. Ключевыми характеристиками успешного взаимодействия являются эффективность, эмоциональная открытость, взаимопонимание и сотрудничество [1]. Эти характеристики не только помогают в выстраивании личных взаимоотношений, но и играют значительную роль во всех сферах жизни человека, способствуя созданию более продуктивной и гармоничной атмосферы, основанной на взаимных уважении и понимании.
Одним из первых исследователей, изучавших взаимодействие между людьми, был Ч. Кули [5]. Согласно автору, социальное общение представляет собой социальную жизнь во взаимоотношениях двух людей. Частота контактов при взаимодействии составляет базу межличностного сотрудничества. Данная идея получила свое продолжение в исследованиях Д. Гоманса и Р. Бейлза.
Авторы рассматривают связь между людьми как элемент социального взаимодействия и характеризуют его как действие одного человека, служащего стимулом, толчком к действиям другого человека [14].
Д. О. Купер, Т. Э. Херон, У. Л. Хьюард под социальным взаимодействием понимают процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации интересов, при этом они могут выступать объектами взаимных интересов как непосредственно, обращая внимания на качества личности, так и опосредованно, опираясь на содержание результатов их деятельности, в целях реализации своих потребностей [18].
Исследователь А. Ю. Осипова понимает под социальным взаимодействием форму коммуникативного процесса двух людей или группы людей, где осуществляется воздействие людей друг на друга. В таком контакте важно социальное действие каждого человека. Один человек приспосабливается к действиям другого человека. Люди группы понимают обозначенную задачу и решают ее посредством согласованных действий [15].
Отметим, что у людей с расстройствами аутистического спектра и нарушениями интеллекта процесс коммуникации с окружающим миром часто нарушен изначально, что затрудняет их способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Такая неспособность может проявляться в различных аспектах, например, они испытывают сложности в понимании социальных норм, трудности в распознании невербальных сигналов и ограниченные навыки коммуникации.
Для многих детей с РАС характерны затруднения в адекватном восприятии эмоций и намерений других людей. Они могут не понимать, как начать разговор, поддерживать беседу или завершить её, что в конце концов приводит к их социальной изоляции [4]. Кроме того, такие обучающиеся могут испытывать трудности с адаптацией к изменению их повседневной жизни, что также сказывается на их процессе общения с окружающими.
Существует множество исследований, посвященных проблеме взаимодействия обучающихся с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями с другими людьми. В числе авторов, которые внесли значительный вклад в эту область, можно выделить таких специалистов, как С. А. Морозов [9] и С. С. Морозова [10], которые проанализировали аспекты социализации и коммуникации у детей с РАС. Также стоит отметить работы Т. Питерса [17] и О. С. Никольской [11], исследовавших влияние различных методик на развитие социальных навыков у детей с аутизмом. Серьезный вклад в изучение особенностей коммуникации таких детей в учебной среде внес В. В. Лебединский, предлагая эффективные стратегии для педагогов и родителей [6]. В свою очередь С. Гринспен и С. Уидер уделяли большое значение эмоциональному развитию и построению доверительных отношений, что критически важно для улучшения коммуникации и социализации у обучающихся с РАС [2].
Эти исследования подчеркивают сложность и многообразие факторов, влияющих на взаимодействие детей с РАС и интеллектуальными нарушениями со взрослыми, а также предлагают различные подходы и рекомендации для поддержки и развития навыков общения.
Отметим, что формирование взаимодействия обучающихся с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями со взрослыми является важной темой, которая привлекает внимание как практикующих специалистов, так и ученых, так как охватывает множество аспектов и факторов, включая психологические, педагогические и социокультурные, влияющих на успешность общения.
Отметим, что тема формирования взаимодействия требует междисциплинарного подхода, объединяющего психологию, педагогику, социологию и нейробиологию, только это позволит глубже понять многообразные факторы, влияющие на этот процесс, и разработать комплексные стратегии поддержки.
В многочисленных исследованиях влияния общения на развитие психических функций у детей раннего возраста М. И. Лисиной высказывается мысль, что данный процесс коммуникации имеет решающую роль в формировании личности ребенка, его сознания и самопознания [8]. Отношение ребенка к себе также зависит от характера общения с окружающими. За счет повышения уровня общения и взаимодействия детей и взрослых значительно интенсивнее формируется познавательная активность ребенка. А это значит, что индивидуальный грамотный подход к развитию навыков общения у ребёнка может дать положительную устойчивую динамику развития его когнитивных функций.
Учащиеся с РАС в силу особенностей восприятия требуют особого подхода к себе в образовательной организации, учитывая специфику восприятия и переработки информации, а также других факторов, влияющих на обучение социальному взаимодействию. Ведь успешность в учебе и жизни во многом определяется уровнем развития навыков общения и социальных навыков
Исследователи утверждают, что формирование у детей с РАС и интеллектуальными нарушениями навыков социального взаимодействия – это сложный и многогранный процесс, важными условиями которого являются:
1) создание безопасной и поддерживающей среды;
2) использование визуальных подсказок;
3) применение игровых технологий [3].
Внедрение подобных условий может значительно облегчить процесс формирования взаимодействия у таких детей со взрослыми и сверстниками, повысить уверенность в себе и улучшить качество жизни обучающихся.
Особенность общения со взрослыми состоит в трудности процесса коммуникации. Ограниченный словарный запас мешает детям выражать просьбы и мнение, что ограничивает вступление в диалоги со взрослыми. Дети могут неадекватно реагировать на ситуации социального характера, что также вызывает сложность во взаимодействиях со взрослыми. Детям сложно понимать эмоциональные состояния людей, они не чувствуют, что обидели человека, проявили в отношении него агрессивные действия, что обуславливает специфику характера взаимоотношений.
У детей с РАС и интеллектуальными нарушениями присутствуют сложности установления социально-эмоциональной связи с обществом. Дети сами не имеют представления о разнообразии эмоциональной сферы и не могут понимать эмоции собеседников. Им сложно осуществлять контроль над своими эмоциями, что часто вызывает у детей агрессивные состояния, тревожность. Особенно это ярко проявляется в непредсказуемых ситуациях [19].
Установление контакта с новыми людьми также представляет сложную задачу. Дети с РАС не могут начать разговор со взрослым, не имеют навыков работы в коллективе. Они не усваивают нормы социального поведения, в результате чего коммуникации со взрослыми значительно усложняются [16].
Взаимодействие обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями со взрослыми характеризуется несколькими особенностями, которые учитывают как их индивидуальные потребности, так и сложности в коммуникации и социальном поведении. Взрослым, в частности родителям, отводится большая роль в поддержке и адаптации детей с РАС к социальному окружению.
Так, согласно О. С. Никольской, дети с подобными нарушениями могут использовать ограниченный объем словарного запаса или вовсе не говорить, что затрудняет взаимодействие со взрослым и социумом в целом. Отметим, что им также присуща сложность в распознавании невербальных сигналов – жестов, мимики, интонации голоса, что может привести к недопониманию намерений и эмоций взрослых [12,13].
Особую сложность вызывает у детей с РАС и интеллектуальными нарушениями понимание абстрактных концепций, в том числе и метафор, которые часто в речи используют взрослые [7].
В процессе формирования взаимодействия важно учитывать, что такие дети могут быть более чувствительными к звукам, свету и другим сенсорным воздействиям, что может вызывать стресс и затруднять общение, они также часто испытывают трудности в выражении и контроле своих эмоций, что может проявляться в агрессивном или избегающем поведении.
Дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в четком распорядке дня, так как структурированная и предсказуемая среда помогает детям чувствовать себя в безопасности и лучше реагировать на связь со взрослыми.
Облегчить процесс формирования такого взаимодействия обучающихся с нарушениями может наглядность, различные визуальные элементы, так как данной категории обучающихся характерно преобладание визуального восприятия, ассоциирующегося у них со структурированностью.
Крайне важно в работе и общении с такими детьми использовать индивидуальный подход, а именно: специальные методы и техники, которые учитывают индивидуальные потребности ребенка, например, упрощение сложных конструкций в речи, обращенной к ребенку. Не стоит забывать и про мотивационный прием – похвалу за успешные попытки сотрудничества с окружающими.
Особую роль в данном процессе играет эмоциональная поддержка, которая может проявляться посредством проявления внимания к ребенку, понимания и терпения.
Взрослому необходимо использовать разнообразие доступных методов для работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, крайне эффективными при этом являются игры различного типа, как утверждает Л. М. Шипицына [20].
Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что вопросы формирования взаимодействия обучающихся широко освещены в научной и методической литературе, однако, исследователи акцентируют внимание в основном на взаимоотношения со сверстниками. Важно упомянуть тот факт, что взрослый и общение с ним являются основой для всестороннего развития ребенка в целом и эффективной коррекции ребенка с нарушениями в частности. Таким образом, необходимо изучать и развивать методическую область в отношении формирования взаимодействия обучающихся с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями со взрослыми как в учебной, так и во внеучебной среде.
Литература