Бомж: поведение и жизненные установки, бытие и образ жизни

Авторы: Каганская А. М. Авдулова Т. П.

АННОТАЦИЯ 

В статье анализируются результаты исследования, проведенного летом 2021 года. Предлагается вниманию читателей собирательный образ бомжа сегодняшнего дня, его взаимоотношение с социумом, способы возвращения бомжа к «нормальной» жизни и возможность обретения им какой-либо социальной роли.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА 

Бомж, бомжевание, социальная роль, ключевые навыки, образ жизни, поведение, жизненные установки, системные свойства, подсистема.

УДК 159.9 

ББК 88.3

Актуальность изучения поведения и жизненных установок бомжей (лиц без определенного места жительства) становится очень важной, так как бомжевание – это одна из весьма острых социальных проблем больших городов. Количество бездомных людей в России по данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН равно 3,3 млн. [Гутов Р., Назаров А., 2001] на 2001 год. На сегодняшний день переписью бомжей никто не занимается директивно. Директор петербургской благотворительной организации «Ночлежка» Г. Свердлин: «Точную цифру никто не назовет. Периодически МВД озвучивает какие-нибудь данные — от 3 до 4 миллионов человек. По нашим оценкам, в России от 3,3 до 4,5 миллиона бездомных» [https://newssearch.yandex.ru/news/search?text=Eurasianet.org+].
Руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергей Миронов в 2017 году говорил о 4-5 миллионах бездомных. В пресс-службе партии «Новой газете» сообщили, что опирались на экспертные оценки, взятые из открытых источников.

Личность бомжа, характеристики, поведение, жизненные установки и реальные потребности мало затронуты в исследованиях, отдельного направления в психологии по данному вопросу не существует. Хотя логично предположить, что именно данной теме следовало бы уделять более пристальное внимание. Поскольку отсутствие каких-либо социальных ролей для этой категории в социуме – тревожный признак развития самого социума и показатель уровня деструктивных тенденций в социуме.

Давайте посмотрим на базовые критерии процесса становления бомжа в его онтогенезе.

Изучая лиц безработных без определенного места жительства и опрашивая их по мере возможностей, мы не увидели ни одного бомжа, подверженного депрессии, стрессу, ни одного не было обнаружено с мыслями суицидального характера. Все были дееспособны, даже инвалидов было практически единицы, все хотели жить, все были активны. Все были в настоящем моменте и четко понимали, что они хотят здесь и сейчас. Но когда вы с ними общаетесь, вы понимаете, что все не совсем так, все немного по-другому. То есть, несмотря на активное поведение, дееспособность, полное отсутствие депрессии, желание жить, практически у всех есть квартиры, либо близкие родственники с квартирами, но эти люди не моются подолгу, иногда по полгода, они принципиально не трудоспособны, они употребляют алкоголь каждый день, они живут на улицах, они едят из помоек, они не хотят возвращаться в квартиры или к своим родственникам, и они так живут – им так удобно. Вот с таким диалектическим противоречием мы столкнулись. Такое диалектическое противоречие нашло свое разъяснение в той гипотезе, которую мы предложили в данной статье: бомж уже не является членом социума, но является частью общества. Он живет в качестве бомжа в жестко детерминированной подсистеме (где надсистема – это социум), где сама подсистема имеет такие системные свойства, которые позволяют бомжу жить, питаться и спать не в социуме, но на улице и относительно безопасно. Однако данная подсистема требует для этого только один вид поведения, один вид мыслей и один вид жития. Для того, что быть в этой подсистеме, надо быть обязательно не трудоспособным и алкогольно-зависимым –это обязательные условия, иначе ты вылетаешь из нее. А поскольку ты не в социуме, то ты не выживаешь. Эти два фактора позволяют подсистеме наиболее быстро произвести, насколько это возможно, с учетом подвижного равновесия организма, полную деформацию базовых ценностей и принципов, которые были у индивидуумов и приспособить психику индивидуума под себя, дав взамен идейных соратников и жизнь бомжа.

Если опираться на понимание социума как открытой системы, и бомжевание как подсистемы, то, по сути, бомжевание должно носить характеристики системы и иметь системные свойства. В нашем случае, в подсистеме бомжевания путем включенного наблюдения, мы добились результатов, которые фиксируют признаки подсистемы и наличие системных свойств у подсистемы бомж.

Также по мнению В.Н. Спицнаделя [10, с.6], если у системы может быть только одно поведение, то ее называют детерминированной системой. На этом основании мы можем утверждать, что бомжевание является не частью некоего процесса в социуме, а отдельной подсистемой где надсистемой является социум.

Давайте сравним параметры социума и бомжевания, применяя все критерии, изложенные выше.

Основные характеристики социума:

  1. Распределение благ.
  2. Иерархия, т.е. перечень разнообразных должностей, выстраиваемых по восходящей линии от менее оплачиваемых и востребованных к более доходным и престижным.
  3. Действующая система правосудия.
  4. Наличие системы по распределению труда. В целом распределение труда способствует повышению качества жизни людей, продвигая вперед научно-техническое развитие человечества.

Цели социума:

  1. Улучшение жизненных условий.
  2. Удовлетворение потребностей.

Принципы функционирования социума.

Социум функционирует на базе пяти основополагающих принципов:

  1. Саморегулируемость.
  2. Открытость.
  3. Информационность.
  4. Индетерминированность.
  5. Иерархичность.

В отличие от социума, общество является куда более многосторонним и широким понятием. Оба термина обозначают устойчивую и давно сложившуюся совокупность людей.

Учитывая вышеизложенные характеристики социума, мы наглядно можем видеть разницу между бомжеванием и социумом:

  • В отличие от социума в подсистеме бомжевания отсутствует система распределения благ, она не существует, есть попрошайничество.
  • Иерархия также отсутствует, есть самопроизвольно возникающие лидеры в малых группах бомжей, но не более.
  • Система правосудия в подсистеме бомжевания полностью отсутствует, любой конфликт разрешается спором, дракой, поножовщиной или бегством, то есть по принципу прямой силы. Так как степень агрессии очень высокая в связи с происходящей деформацией психики, то безопасно объединяться в малые группы, так как угроза по большей части происходит от таких же членов этой подсистемы.
  • Отсутствие какого-либо трудоспособного поведения в системе бомжевания необходимо, так как если ты даже и будешь проявлять такие признаки сначала и будешь пытаться что-то зарабатывать по ситуации, то деньги будут сразу отбираться и распределяться в малой группе, как правило, на алкоголь.

С точки зрения целей и принципов социум и бомжевание полностью противоположны:

  • Закрытость (бомжи стараются минимально соприкасаться с социумом)
  • Полное отсутствие информации или нежелание ей обладать
  • Детерминированное поведение
  • Отсутствие иерархии.

При этом бомжи –это люди и являются, согласно определению, частью общества, но полностью исключены из социума.

Для того, чтобы это полностью понять, нам надо проанализировать проведенные исследования самих бомжей, их мест пребывания и сформировать общий собирательный портрет бомжа сегодняшнего дня.

В течение 3-х месяцев, летом 2021 года, на регулярной основе проводилось наблюдение, затем включенное наблюдение: инициативная группа ходила и смотрела места остановок и миграции бомжей в городе Москве. В результате наблюдения были выявлены следующие критерии.

В системе бомжевания есть такие элементы, которые по сути составляют распорядок дня бомжей – это посещение отходов социума: помоек, отходов розничных торговых сетей (бомжи знают время вывоза отходов и могут специально этого ожидать), которые являются элементами бесплатного питания, на питание деньги бомжами не собираются. Места сна бомжей: летом это парки, скамейки, зимой это подвалы домов (такая возможность редкая, но есть), вокзалы, другие теплые общественные места. Места сбора денег или попрошайничества – церкви, улицы, площади. Деньги нужны на алкоголь, сигареты. Сами бомжи, которые организовываются в малые группы, могут расходиться, если у кого-то есть отдельные места для сна и сбора денег, также они мигрируют между квартирами (те у кого есть квартиры, делают их местом проживания своей группы на некоторое время и приема таких мигрирующих бомжей). То есть системный признак множества элементов присутствует.

Наличие связей тоже присутствует, так как есть подобие распорядка дня, есть принципиальное понимание для чего нужен сбор денег, есть объединение в малые группы с целью безопасной миграции, добычи бесплатной еды и покупки алкоголя.

Целостность данного процесса видна во всех проявлениях жизни, так как опознается некое устройство бытия бомжа, а также его служение данному образу жизни, меняющего свои базовые ценности и принципы на такую жизнь за счет деформации психики с помощью алкоголя.

Таким образом, проведя исследование, мы можем сформировать общий усредненный собирательный портрета бомжа сегодняшнего дня.

Бомж – это, преимущественно, мужчина 40 лет, бомжующий уже 6 лет, то есть с 34-х лет. Этот человек очень любит жизнь и никого не винит в случившемся, он хочет прожить, в среднем, до 60 лет, так как понимает, что потом его либо убьют, либо он просто не проживет более. Он имеет жилплощадь и родных, однако принципиально остается на улице и попрошайничает. Он не хочет и не будет работать. Он алкоголик и за это держится. При этом он считает себя полноценной личностью, у него есть друзья, они, фактически, являются идейными соратниками, он любит общение, однако, только со своим окружением. Он сознательно избегает социума. По желанию он читает легкую литературу – детективы, комиксы, газеты. Он ведет активный образ жизни, так как на улице небезопасно, он объединяется со своими соратниками или попутчиками в малые группы, иначе существует высокий риск что его убьют или ограбят. Распорядок дня у бомжа относительно однообразный: первый раз он встает ото сна в 4-5 утра, чтобы начать передвигаться и не замерзнуть, второй раз он спит преимущественно днем, так как, если лето, то это самое теплое время дня, если другой сезон, то бомж ищет теплые места, откуда его не прогонят, либо пока не разбудят. На вечерний сон бомж уходит в алкогольном опьянении, пьет он каждый день и готов за это платить деньги, которые набирает попрошайничая. С этой же целью бомжи объединяются в малые группы. Бомж, в целом, легок на подъем. Даже если ему дадут много денег – очень много, он либо их просто потратит, либо отдаст близким, как бы заявляя о том, что он молодец и нужен. У бомжа оценочное представление о привязанности. Он не способен выстроить стабильные отношения и, в основном, не имеет секса. Бомж не готов поменять свой образ жизни и отказаться от алкогольной зависимости, даже если ему предложат работу. Ему удобно. При этом он осознает, что ему не нравятся его условия жизни, но считает, что ничего не может с этим сделать. Бомж принципиально не тратит деньги на еду, только на алкоголь и сигареты. Ест он из помоек или других отхожих мест, куда отправляются продукты с истекшим сроком годности. За своим внешним видом, то есть одеждой, он старается смотреть по мере возможности. Но гигиену бомж не соблюдает. Он принципиально не развивается, а наоборот, в таких условиях, как проживание на улицах, еда с помоек и постоянная алкогольная зависимость он находиться под высоким давлением условий жизни. Вследствие такой жизни психика бомжа деформируется и разрушается. Мораль, принципы и базовые ценности деградируют, несмотря на активный образ жизни. Ему не привили навыки обучения и желание трудиться. Базовое намерение бомжа – поиск легких путей для достижения материальных благ, входит в противоречие с его нежеланием мириться с отсутствием немедленного положительного результата. Намерения бомжа и реальность никогда не совпадали, так как он не желал меняться сам для достижения результата и, соответственно, бросал отношения, бросал работу, замещая все это распитием алкоголя. Это продолжалось до тех пор, пока он не оказывался бомжом, после чего просто продолжает жить, деформируясь дальше по кривой вниз, а сама подсистема этому способствует. Он считает, что он никому не нужен, и не намерен возвращаться с целью попробовать изменить свою жизнь, доказать сам себе, что что-то может, он готов вернуться только героем с огромным количеством денег – чего в реальности никогда не произойдет.

Критерии следующие:

  • В подсистеме бомжевания алкогольная зависимость присутствует у всех – это является необходимым условием проживания в данной подсистеме.
  • С учетом того, что в выборке есть респонденты, которые бомжуют 3 месяца, мы приблизились к границе перехода из социума в подсистему бомж. Они уходят от людей, с которыми проживают, или их выгоняют, но они не стремятся вернуться. Они оказываются на улице в результате алкогольного опьянения и осознанно принимают решение оставаться на улице, не возвращаясь. Если проанализировать логику поступков, то в момент перехода на улицу у психики есть 2 варианта действий: отказаться от каких-то предпочтений, приложить усилия или продолжать жить в подсистеме бомж. Все ответы по выборке однозначны, они выбирают жизнь бомжом осознанно.
  • Фактически, переход от социума в систему бомжевания означает, что дверь закрывается с 2-х сторон. С одной стороны, социум, который не видит для них никакой социальной роли, с другой стороны, сам индивидуум, который, фактически проживая в социуме до бомжевания, не приобрел ни одного положительно закрепленного опыта и навыков для взаимодействия с людьми в социуме.
  • Далее, при попадании в систему бомжевания, человек фактически следует бессознательному базовому намерению сохранения подвижного равновесия и целостности своей личности, что мы можем проследить через факт установленной парадоксальной осознанности.
  • Когда он начинает проживать в данной подсистеме, он еще более укрепляет свою устойчивость в существующих у него установках, поведении, приобретая единомышленников, а также усваивая системные свойства данной подсистемы, необходимые для дальнейшего проживания в ней, такие как выработка жестко детерминированного поведения, усиленная алкоголизацией. С помощью усиленной алкоголизации данный индивидуум убирает постепенно внутри свой личностный конфликт, поддерживая деградацию базовых принципов, морали, ценностей, приведение эмоционального фона в соответствие с той средой, в которой он оказался. Он, фактически, запускает процесс масштабного разрушения психики, при этом максимально поддерживая физическую активность.
  • Важнейшим аспектом является такая форма мышления у бомжа, которая не предполагает саму возможность трудиться. Несмотря на то, что у всех бомжей есть опыт работы, по каким-то причинам, у них отсутствуют навыки труда и обучения. Предположительно, это является фактом невозможности закрепления какого-либо положительного опыта, связанного с работой. То есть фактически он работу не воспринимает как полезную нагрузку, как социально-ролевое поведение, дающее ему возможность роста, удовлетворения и заработка. Он не знает об этом.
  • Такая же ситуация происходит у данного индивидуума с личной жизнью. Он не рассматривает данный аспект как возможность установить стабильные отношения, создать семью. Это подтверждается тем, что он в итоге отказывается от интимной близости, даже несмотря на физиологические потребности, и опять такой внутренний конфликт разрешается путем усиленной алкоголизации индивидуума.

Таким образом, обобщая сделанные выводы, проявляется следующая ретроспектива.

Главными ведущими базовыми намерениями человеческой сущности являются: привязанность и развитие, что фактически определяет бытие через сознание человека. Результаты данных исследований показывают нам, что перед попаданием в подсистему бомж данный индивидуум имеет сильно деформированные преставления о главных ведущих намерениях его сознания. У него нет или деформированы необходимые навыки, с помощью которых он мог бы хоть как-то идентифицировать себя и окружающих, постепенно создавая хотя бы минимальное количество закрепленного положительного опыта, который бы позволял ему оставаться в социуме и продолжать жизнедеятельность. Он не нужен себе, он не нужен другим, он, фактически, не может идентифицировать хоть какие-то алгоритмы своего поведения с целью приобретения положительного опыта и получения навыков социального общения, не говоря уже о навыках обучения и развития. Когда в таком виде он совершает переход в систему бомжевания, он, фактически, находит таких как он, чем закрепляет «такой» положительный опыт. Он отказывается от социума, потому что не знает, что со всем этим делать, и находит идейных соратников в подсистеме бомж. Ему не нравятся условия его проживания, но он делает свой выбор условно осознанно. Он продолжает осознанно проживать в качестве бомжа, перенимая все свойства данной подсистемы, только с одним базовым намерением отказаться полностью от базовых желаний привязанности и попыток развития существующего у него мышления, приведя тем самым свою существующую жизнь в полное соответствие со своей психически-физиологической целостностью. Поэтому он не возвращается к родным, к детям, к родителям, он не идет спать на свою или родственников жилплощадь. Для него это неприемлемо, поскольку он считает себя полноценной личностью, не связанной с близким окружением.

Бомж не является членом социума, он выделяется в отдельную подсистему бытия общества, где обязательными характеристиками являются активный образ жизни, условно осознанное поведение, нетрудоспособность, алкоголизация. Данные характеристики являются основными системными свойствами подсистемы бомж и достигаются путем изначального деструктивного воспитания, отсутствия необходимых навыков и постепенной деградации личности, ее базовых ценностей и принципов до полного разрушения.

В заключительной части на основании полученных данных, мы бы хотели сделать предпосылки для формирования новой гипотезы о создании эффективного инструмента в виде возможной «обратной» социализации, с целью возврата наших граждан обратно в социум и формированию у них положительно закрепленного опыта по возвращению базовых параметров привязанности, формированию навыков трудоспособности для дальнейшей положительной социализации и возвращению к нормальной жизни.

Предпосылки включают в себя изменения причинно-следственных связей поэтапного возвращения в социум.

Предпосылки следующие:

  • На первом этапе, с учетом выявленных параметров парадоксальной осознанности предлагается провести не реабилитационные или терапевтические действия, а психологическую реанимацию. Фактически речь идет о полностью дезориентированном индивидууме, который проживает в подсистеме бомжевания и все решения уже принял. Бесполезно привлекать его к какой-либо трудовой деятельности, так как это означает предложение ему социальной роли без каких-либо гарантий возврата к жизнеспособной ситуации в социуме. Бомж воспринимает это как очередное использование его социумом. На первом этапе должна быть некая миссионерская деятельность, которая проходит в виде семинаров, с учетом специфически выработанных программ по осознанию бомжом своей нужности, возращению его к переосмыслению базовых намерений в сторону привязанности. Он должен разрешить себе быть нужным как самому себе, так и близким, и социуму, путем изменения базовых установок на приобретение хоть какого-либо положительного опыта. Данные семинары будут одновременно показателем того, что социум также заинтересован в возвращении своих граждан к нормальной жизни. Возможно такие семинары надо проводить как миссионерскую деятельность, не прося ничего взамен, а даже наоборот предлагая, например, 50 или 100 рублей за прослушивание таких семинаров. Таким образом мы фактически предлагаем бомжу сделать возможный для его психики на данный момент времени выбор: пойти попрошайничать и, может быть, собрать больше, а может и ничего за 1 час, или гарантированно получить какую-то сумму, на которую, при сложении в группе в одну сумму можно получить достаточное количество денег на сегодняшнее ежемоментное алкогольное распитие и покупку сигарет. Бесполезно на первом этапе требовать от бомжа отказа от употребления алкоголя. Однако, при алкогольном распитии после прослушивания миссионерских семинаров, мы вносим разлад в идейное отречение от мира в ряду идейных соратников. Также мы вносим корректировки в распорядок дня бомжа, предлагая ему на данном этапе выбор, который он способен сделать.
  • На следующем этапе после определенного количества семинаров предлагается сделать выбор в пользу реабилитационных действий путем снятия первичного алкогольного синдрома и закрепления данной ситуации путем прохождения семинаров нового уровня, где уже возможны предпосылки к формированию навыков труда и понимания такого целеполагания.
  • Только на третьем этапе предлагается возврат трудоспособного состояния, так как предполагается, что данный индивидуум уже принял определенные решения по возврату в социум и разрешил себе приобретать опыт в социуме, путем появления желания закрепить хотя бы один положительный опыт.
  • Далее, если такое является возможным, то нужно помочь трудоустраиваться на базовую социальную должность, например, такую как дворник. В данном случае, по нашему мнению, формируется механизм возврата в социум, мы создаем контролируемый выход из подсистемы бомжевания. А главное, мы наглядно демонстрируем взаимопомощь, которая является краеугольным камнем определения здорового социума. Возврат хотя 1/3 из трех миллионов бомжей в стабильные ряды работающих граждан, которые находясь в репродуктивном и трудоспособном возрасте еще имеют большую вероятность создать семью и воспроизвести потомство не только улучшат климат в социуме, а также окажут положительную динамику на демографию населения РФ.

Мы ни в коем случае не претендуем на однозначность наших предпосылок, однако хотим подчеркнуть, что важнейшим моментом в возможной эффективной социализации бомжа является изначальная психологическая реанимация. С учетом полученных результатов и выявленных параметров нахождения данного индивидуума в жестко детерминированной подсистеме бомжевания, его, фактически, надо в прямом смысле вернуть к жизни, предложив ему дышать «одинаковым» воздухом с нормальными гражданами, то есть создать такое информационное поле, где у бомжа появится, не выходя пока за пределы подсистемы бомжевания, желание все-таки начать переосмыслять существующие установки, базовые намерения, позволять себе думать на эту тему и, как положено, пытаться искать себе идейных соратников сначала в существующей подсистеме, тем самым, разрешая себе начать меняться.

Очевидно, что данные предпосылки являются умозаключением на основе предложенной гипотезы, однако, очень хочется верить, что если у нас завтра постепенно появится 1 миллион дворников – наших граждан, возвращенных в наш социум, то это сделает наше общество более гармоничным и стабильным. И само общество будет знать, что существует путь возврата из ниоткуда и забота о каждом гражданине в нашем социуме.

Список используемой литературы.

  1. А. Р. Лурия Высшие корковые функции человека СПб: Питер, 2020.
  2. Л. В. Мордахаев Учебник по социальной педагогике М.: Гардарики, 2005.
  3. Л. Фон Берталанфи Общая теория систем М.: Прогресс, 1969, с 23-82.
  4. Элен Лангер Осознанность М.: Эксмо, 2019.
  5. В. Садовский Методологические проблемы исследования объектов, представляющие собой системы М.: Мысль, 1966, Том 1.
  6. Эрик Берн Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных М.: Бомбора, 2019.