Арт-терапия, как способ работы с фрустрацией женщин, выходящих из декретного отпуска

Авторы: Ничикова Е.В. Сотникова М. И.

Аннотация: в данной статье представлено исследование возможностей арт-терапевтических методов, как способа преодоления фрустрации женщин, выходящих из декретного отпуска. Проанализирована сущность кризисной ситуации для семейной системы женщины. Показана взаимосвязь самоотношения и фрустрационной толерантности. Представлены результаты исследовательского проекта на примере программы по работе с фрустрацией обозначенной категории женщин.

Ключевые слова: арт-терапия, женщины, выходящие из декретного отпуска, фрустрация, кризисы в семейной системе, самоотношение, фрустрационная толерантность, баланс между работой и семейной жизнью, синдром эмоционального выгорания, родительское выгорание, метафорические ассоциативные карты, коллаж.

Для огромного количества женщин окончание отпуска по уходу за ребенком и последующий выход на работу является весьма сложным периодом. Изменения происходят по многим позициям. Это часто переломный момент, как в семейной системе, так и во внутриличностной перестройке самой женщины. Нахождение баланса между «работой» и «семейной жизнью» далеко не каждому дается легко, а отсутствие гармонии в этих сферах приводит к состоянию фрустрации. Трансформировать этот сложный период в ценный опыт и способствовать мягкой адаптации возможно при помощи арт-терапии.

Возвращение женщины к трудовой деятельности после отпуска по уходу за ребенком, по сути, представляет собой нормативный кризис в жизни семьи. И это очевидно. Вирджиния Сатир нам говорит о том, что «даже если у кого-то из вашей семейной системы наступают различные кризисные периоды, то из этого рождается кризис всей группы» [10]. Семейный кризис, по определению Олифирович с соавторами,— состояние семейной системы, характеризующееся на¬рушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привыч¬ных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения [6]. Иными словами, это тот самый момент, когда старыми методами действовать уже невозможно, а новые еще предстоит выработать. 

Понятие «нормативный кризис» указывает на витки закономерного развития. Нормативный кризис, или горизонтальный стрессор, – это и есть переходные этапы между стадиями «жизненного цикла», о которых нам предоставили понятие Э. Дювалль и Р. Хилл [14]. И конечно классификаций подобных критических точек достаточно много. Например, В. Сатир выделяет их десять в развитии семьи[10]. Туда будет входить беременность и рождение ребенка, социализация ребенка – поступление в детский сад или школу, подростковый возраст детей, их уход из отчего дома, бракосочетание, внуки и другие важные эпизоды, накладывающие свой отпечаток. Успех прохождения кризисных периодов влияет на функционирование семьи на новых этапах. Наградой становится личностный рост членов семьи. Однако то, что не удалось «переварить» в свое время, имеет тенденцию накапливаться как снежный ком и затруднять прохождение следующих этапов.

В России мать имеет возможность быть всецело посвященной ребенку и уходу за ним продолжительное время. Однако этот факт снабжен и оборотной стороной. Получив статус «молодой мамы», она может на несколько лет оказаться за пределами активной социальной жизни. Причем разворачивается это на фоне интенсивно возрастающих требованиях к квалификации и профессионализму. По истечении этого периода ее социальный статус подлежит изменениям. В этот период снова начинается перестройка взаимоотношений внутри системы, к которой добавляются возросшие взаимодействия во внешнем мире.

Даже если взять благоприятный вариант, когда предыдущие семейные кризисы были успешно пройдены (первый год семейной жизни, рождение ребенка, а возможно и рождение последующих детей) члены семьи только начали привыкать к своим новым ролям, обязанностям, научились договариваться и вообще успешно функционировать в своей семье. Кроме того женщина полна внутренних страхов: «А не потеряла ли она необходимую квалификацию? Насколько хорошим сотрудником она теперь может быть? Что скажет работодатель о ее статусе матери? Как выход на работу отразится на ее ребенке (детях)? Сколько внимания она сможет уделять ему и мужу? А кто за малышом будет смотреть, если он заболеет?»

Нагрузка женщины возрастает, нужно перераспределять семейные обязанности и функции, договариваться членам этой системы между собой. Ситуация усложняется если на этот период еще накладывается не пройденный предыдущий кризис или иные сложности во взаимоотношениях и мироощущении. Вполне реальным может быть сценарий развития событий, когда молодая мама после столь длительного «отпуска» не бежит на работу с горящими глазами и переполненная энергией, а уже утомлена и истощена, еще не начав трудовые подвиги. Причиной тому может быть неврастения и синдром эмоционального выгорания. Специфическая его разновидность, получившая название «родительского выгорания» по аналогии с СЭВ работников «помогающих специальностей», подробно описана Петрановской с соавторами [2]. Все это приводит к состоянию фрустрации, которое в свою очередь, вызвано неспособностью найти баланс между работой и семейной жизнью.

Из определения фрустрации, данного Левитовым, для нас особую значимость приобретает то, что данное состояние может быть вызвано «…объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями…»[3]. Одним из главенствующих факторов, влияющих на личностно окрашенное восприятие фактов объективной реальности, является самоотношение. Этот термин нами понимается как комплекс специфического взаимодействия личности с собственным «Я», включающий самоуважение, самоинтерес, симпатию к себе, самообвинение и др. [9]. Зачастую именно самоотношение и будет той призмой субъективизма, сквозь которую мы ранжируем происходящее с нами по степени сложности. Часто, разбирая жизненную ситуацию, воспринимаемую как тяжелую, приходится сталкиваться с тем, что большинство фактов лишь представляются в черном свете, что неоднократно находило подтверждение при практической работе с респондентами данного исследовательского проекта. Ведь именно самоотношение диктует, что я не смогу с этим справиться. Я не умею, я не знаю, мне не к кому обратиться, я никому не интересен. С таким багажом фрустрирующую ситуацию действительно становится трудно преодолеть. Таким образом,  степень фрустрации возрастает, а уровень самоотношения, получив подкрепление в виде негативного опыта, скатывается вниз. И ситуация заходит на новый виток негативного развития, тем самым замкнутый круг усиливает свою прочность. Конечно, реакция на ситуацию фрустрации может быть различной [1].  Однако, как правило, в поведении это отражается регрессией и оскудением вариантов реагирования на стимул. Именно поэтому процесс адаптации к изменившимся обстоятельствам может восприниматься многими женщинами как достаточно непростой период их жизни и жизни семьи.

В процессе работы с участницами нашего исследовательского проекта эти факты нашли свое подтверждение наличием корреляционных связей. Корреляции указывают на взаимную зависимость между фрустрационной толерантностью, уровнем самоотношения, психическим состоянием и поведенческими проявлениями, выражающимися в вариативности способов реагирования. А значит, для того, чтобы стал возможным поиск решений взамен пустой траты энергии на агрессию к себе и окружающим, сокращение числа конфликтов и отказ от обвинений всех и вся, включая самого себя, необходимо начать с повышения самоуважения, самоинтереса и самопонимания.

Структура коррекционной работы представляет цикл встреч. Условно можно выделить три этапа, содержание которых подчинено своей логике.

I.    Подготовительный этап.

    Знакомство с испытуемым – прояснение запроса и предварительная диагностика. В целях диагностики изменений уровня фрустрации, а так же ее проявлений у испытуемых использовался тест-опросник «Самооценка психических состояний» (по Г. Айзенку). Для исследования фрустрационной толерантности, реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей применялся тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (или фрустрационный тест Розенцвейга, модификация Тарабриной (взрослый вариант)). Уровень самоотношения выявлялся при помощи тест-опросника самоотношения, разработанного В. В. Столиным и С. Р. Пантелеевым.

    Начало работы с техникой «колесо жизненного баланса» с применением Метафорических Ассоциативных карт. Основная цель данного периода – получение сведений о представленности сфер жизни и степени удовлетворенности ими на текущий момент, выявление скрытых мотивов.

    Выбор жизненных сфер для дальнейшей работы и приведения их в конечном итоге в состояние баланса. Постановка цели и определение желаемого результата при достижении равновесия выбранных сфер.

II.    Основной этап.

    Работа с выбранными сферами, делая акцент на использовании Метафорических Ассоциативных Карт. Выявление желаемого образа сфер, проработка возможностей достижения намеченных целей. Здесь происходит детализация картины происходящего в выбранных сферах. Выявление скрытых обстоятельств и поиск возможных ресурсов.

    Создание коллажей. Получение на выходе 2х коллажей – « «Я» и работа» и « «Я» и семейная жизнь». Прояснение того, что хочет получить женщина.  Визуализация текущей ситуации или же желаемого образа в зависимости от того, как воспринимает инструкцию испытуемый. В первом случае акцент на выявление скрытых, невидимых ранее обстоятельств, во втором – соотнесение желаемого с реально возможным и нахождение дополнительно возможных ресурсов.

    Работа непосредственно с коллажами, а затем с привлечением Метафорических Ассоциативных Карт, посредством которых находится окончательный баланс и способ его достижения.

III.    Заключительный.

    Повторная диагностика после проведения арт-терапевтической работы. Диагностика текущего эмоционального состояния. Получение обратной связи от испытуемого по результатам работы.

Безусловно, тема встреч и последующий путь были ограничены рамками исследования. Основная цель разработанной коррекционной работы – это нахождение равновесия между «работой» и «семейной жизнью». Однако каждая клиентская работа – это новая история своего личного поиска баланса. Рассмотрим более подробно специфику арт-терапевтической работы. Сотрудничество с участницами начинается с техники «колесо жизненного баланса», модифицированного раскладом метафорических ассоциативных карт. Сама по себе данная техника отличается большой наглядностью. С ее помощью можно увидеть жизнь как бы сверху, целиком, в результате чего приходит понимание, куда двигаться в первую очередь для достижения личных целей. А если при этом исходить из постулата, что сам клиент уже обладает знанием о решении своей проблемы, но по каким-то причинам оно ему пока недоступно, то работа с метафорическими ассоциативными картами является достаточно эффективным инструментом по перемещению этой информации в зону сознания. При проведении полного цикла были задействованы колоды карт «OH» и «COPE».

Обращаясь к бессознательному посредством проекций, мы значительно расширяем знания о рассматриваемой ситуации. При кажущейся легкости процесса, расклад дает очень четкое понимание и глубину.

Анализ проводится по всем секторам, поскольку целенаправленное приведение в состояние баланса желаемых пунктов не отменяет взаимозависимости и взаимопроникновения каждой из жизненных сфер. Поэтому может получиться, что будет выбран для работы какой-то иной сегмент. С чем может быть связано отступление от первоначального обозначения полюсов «работа» и «семейная жизнь»? Дело в том, что ядро дисбаланса – это дихотомия между самореализацией, личностным развитием, амбициями в карьере, социальной жизни и семьей, взаимоотношениями с партнером, уходом за детьми, созданием уютного быта. И за кажущейся одинаковостью дисгармонии, составляющие элементы этой рассогласованности как объективного явления, могут сильно варьироваться. Для одних это может быть непосредственно конфликт между высокой занятостью в карьере и нехваткой времени и внимания на семью и дом. Для других, возможно не столь очевидно определившихся с профессиональным «станком», основной прицел социального фокуса будет на образовании, саморазвитии, творческих  увлечениях или проектах, на которые может уходить львиная доля энергии, и от этого будут страдать муж, дети и морская свинка. А может выбивать из колеи невозможность в сложившемся ритме полноценного ухода за жилищем, именно как за пространством, в котором они находятся.

Помимо выявления всех обозначенных тонкостей, важным моментом остается прояснение, насколько сопоставимо с реальностью то представление о балансе, которое заявлялось участницей.

Вполне закономерная ситуация для клиенток – это сильный перевес сферы «семья» с резкой неудовлетворенностью или малой представленностью «карьеры» и жалобами на отсутствие «свободного времени» именно как личного. Добавление в работу метафорических карт открывает доступ к пониманию страхов, скрытых мотивов вторичной выгоды. К примеру, возмущение «да я и не могу заниматься карьерой, работой – все мое время «съедает» ребенок» могло трансформироваться в мысль о том, что «я не знаю, что мне делать с освободившимся временем». И возможно ребенок выполняет «бессознательный заказ» на заполнение этого пространства усиленной заболеваемостью, «необоснованными капризами» для того, чтобы не встречаться с ощущением образовавшейся пустоты. Или настолько сильный страх потерпеть неудачу в рабочем проекте, что проще оставаться беспросветно занятой делами чада.

Следующий этап работы по нахождению баланса выбранных сфер – это создание коллажей. Коллаж - это рассказ, запечатлённый в изобразительном материале. Каждый элемент коллажа это слово или фраза, коллаж целиком это текст, рассказанный с помощью изобразительных цитат. 

Техника коллажа уникальна тем, что его автор получает опыт создания и переформатирования реальности. Такого рода взаимодействие с элементами изображения, видоизменения конечной «картины» учит тому, что сам человек – автор своей жизни и способен вносить изменения по своему усмотрению. Данный опыт сам по себе является мощным ресурсом. Помимо этого участник в процессе работы с арт – продуктом находит новые смыслы выбранным элементам, обнаруживает для себя новые инструменты и примеряет, каким образом он может использовать их в своей жизни.

В некоторых работах оба коллажа получались как логическое продолжение друг друга, и диалог между ними был как закономерный итог. В ситуациях, когда коллажи казались разрозненными полюсами, мостик между ними выстраивался при помощи метафорических карт. Карты давали возможность еще раз видоизменить имеющийся образ, смоделировать желаемый и найти ответы на вопросы: «Что я уже сегодня могу сделать, чтобы к этому прийти?», «Что поможет мне? Что будет моим ресурсом на пути к желаемому?»

Коллаж насыщен метафорами не только в изображениях. Расположение, выбранные материалы и средства так же информативны, в том числе и для самого клиента. Одна из работ была выполнена при помощи скотча вместо клея. Это позволило клиентке проследить взаимосвязь между событиями, наполняющими сложившуюся жизненную ситуацию. Масса незаполненного пространства в арт-продуктах снова подводили к теме «пустот», как осложняющего фактора, мешающего сбалансировать жизненные сектора.

Еще один интересный момент отражался в распространенном мифе участниц, который сводится к формулировке «Я смогу разобраться вот с этой сферой после того, как я «разгребу завал» в соседней», по принципу – в порядке очереди. Но при таком подходе клиент забывает или не задумывается о взаимозависимости областей. «Обесточенному» сложностью семейной атмосферы не хватает энергии на решение груды задач на работе. После такого дня на пределе возможностей обессиленный возвращается домой, где все чего-то ждут и снова по кругу –  в результате ком проблем растет. Намного больше шансов стабилизировать ситуацию, двигаясь небольшими шагами в обоих направлениях. Если оба полюса воспринимать не как препятствие для расцвета другого, а как сегменты содержащие ресурсы, круг можно разомкнуть. Воспользовавшись даже небольшим бонусом дома, вероятность быть эффективным на работе повышается. Заряженному ситуацией успеха по возвращению есть, чем поделиться с близкими. 

Возвращаясь к индивидуальности жизненных историй, конечно, вариантов проживания «декрета» и его завершения много. Для кого-то время ухода за ребенком было счастливейшим из воспоминаний и никогда бы не заканчивалось. Для кого-то – сложным и тревожным, и на работу хочется мчаться со всех ног. Кто-то вообще не заметил, как переходил из одного состояние в другое – просто временно прекратил выполнять рабочий функционал, вернувшись на прежнее место в положенное время. Есть и прочие вариации. Однако стоит заметить, что и с тысячами подростков в пубертат может не происходить кризисных событий. Но от этого подросткового кризиса у других никто не отменял.

Толчком к началу проекта послужило резко возросшее количество обращений от женщин, возвращающихся к рабочим обязанностям или думающих о смене прежнего места после рождения детей, за профориентационными консультациями и за помощью в преодолении накопившихся страхов по этому поводу. И коллеги психологи, а так же карьерные консультанты так же подтверждали увеличение подобных запросов. Что может способствовать подобной картине? Помимо уникальных способов реагирования на изменения жизненного устоя, добавлять удельный вес может тот факт, что в последнее время активно культивируется образ всемогущей и всё успевающей мамы с детьми. Которая, играючи справляется с домом, карьерой, оравой ребятишек, здоровьем и спортом, и все непременно со свежим маникюром. А те, кто какой-то из параметров вытягивают с трудом, подвержены погружению в пучину вины. 

Какой бы ни была персональная история, окончание «декрета» – время перестройки. Перестройки семейной системы, внутреннего мира самой женщины. И с этим необходимо работать. 

Несомненную ценность для участниц проекта представляла возможность критически пересмотреть свои собственные убеждения. Тренируя навык приподниматься над ситуацией и уходить от тоннельного мышления, клиенткам удавалось увидеть для себя новые перспективы. Контрольные тестовые срезы так же свидетельствовали о стабилизации психического состояния [12]. При этом оказалось очевидным, что преодоление кризисного этапа и выход из состояния фрустрации является многоструктурным и трудоёмким процессом. В ряде случаев индивидуальные консультации рекомендовались в более длительном формате психотерапевтической работы, подразумевающей изменения в структуре личности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Василюк Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 240с

2.    Изюмская А., Куусмаа А. / Мама на нуле. Путеводитель по родительскому выгоранию. – 2-е изд., испр. – М.: Самокат, 2018. – 432с

3.    Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. - 1967. - № 6

4.    Майер Н. Фрустрация: поведение без цели. – М., 2005

5.    Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализиинтерпретацияданных. Учебноепособие. – Спб.: Речь, 2004. – 392 с.

6.    Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.

7.    Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система.- М., 1991

8.    Розенцвейг С. Психодиагностика. – М., 2004.

9.    Сарджвеладзе Н. И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности// Проблемы формирования социогенных потребностей. – Тбилиси: Мицниереба, 1983.].

10.     Сатир В. Вы и ваша семья: руководство по личностному росту/ Издание 2-е, исправленное. Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований. Пер. с англ. Общ.ред. Кучкарова Р.Р., 2016 – 284 с.

11.     Соломин И. Л. Современные методы психологической эксресс-дигностики и профессионального консультирования. – СПб, Речь, 2006

12.     Сотникова М. И. Дипломная работа «Арт-терапия, как способ работы с фрустрацией женщин, выходящих из декретного отпуска» М., 2018. Институт современных психологических технологий «Парацельс» С. 26-81

13.     Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с

14.     Хейли Дж. Необычайная психотерапия. Психотерапевтические техники Милтона Эриксона. СПб., 1995

15.     Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000