Анализ взаимосвязи самоотношения с образом тела взрослых людей, не профессионально занимающихся танцами

Авторы: Суховершина Ю. В. Ермолаева Д. М.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы самоотношения во взаимосвязи с образом тела взрослых людей, которые занимаются танцами не профессионально. Предложены практические рекомендации для представителей данной группы, обладающих низким уровнем самоотношения.

Ключевые слова: самоотношение, образ тела, психология тела, танец, танцевально-двигательная терапия, телесно-ориентированная терапия.

Cамоотношение является основой всех аспектов жизни человека. Термин «самоотношение» ввёл в 1974 году грузинский психолог Н. И. Сарджвеладзе. Этот термин определялся как «отношение субъекта потребности к ситуации её удовлетворения, которое направлено на самого себя» [2].

Российский психолог В. В. Столин писал, что основой самоотношения является процесс, в котором собственное «Я», его черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражавшим потребность в самореализации. Этот процесс разворачивается в эмоциональном пространстве, которое образуют самоуважение, самоинтерес, аутосимпатия [3].

По словам С. Р. Пантилеева, который опирался на научные труды В. В. Столина содержание самоотношения может быть раскрыто только в контексте реальных жизненных отношений субъекта [1].

М. В. Хватова говорит, что самоотношение в контексте психологического здоровья может интерпретироваться как аутоконструктивное и аутодеструктивное поведение, в зависимости от чего самоотношение способствует или препятствует формированию психологически здоровой личности [4].

Самоотношение влияет на трудоспособность, личную жизнь, проявление социальной активности и даже самочувствие. А также выступает мотивом саморегуляции поведения.

В современной психологии проводится множество исследований, посвященных вопросам о том, с чем взаимосвязано самоотношение и при помощи чего можно корректировать его, таким образом, улучшая психологическое состояние человека в целом и, тем самым, совершенствуя качество его жизни (В. В. Столин,  С. Р. Пантилеев, М. В. Хватова, А. Г. Черкашина).

В процессе развития психологии как науки проводились исследования о взаимосвязи самоотношения с образом тела. В рамках данной работы была выбрана тема  о взаимосвязи самоотношения с образом тела взрослых людей, занимающихся танцами, так как самоотношение данной категории людей (непрофессионально танцующих взрослых людей) изучалось мало.

Актуальность этой темы, на наш взгляд, объясняется также развитием в практической психологии наших дней таких направлений так телесно-ориентированая психотерапия (ТОП) и танце-двигательная терапия (ТДТ). Доказано, что эти направления помогают улучшению психологического состояния человека и влияют на многие аспекты структуры личности.
Таким образом, изучение самоотношения во взаимосвязи с образом тела танцующих взрослых людей может помочь взглянуть на ТОП и ТДТ с нового ракурса. А также, возможно, разработать новые рекомендации для тех людей, кто имеет ярко выраженные психологические проблемы, которые касаются самоотношения.

Кроме того, вопрос взаимосвязи самоотношения с образом тела представляет особый исследовательский интерес, так как он затрагивает взаимовлияние телесных, эмоциональных и когнитивных процессов, то есть изучает человека как целое. А ведь не случайно слово «выздоровление» в русском языке синонимично слову «исцеление», другими словами «становление целым».

Гипотезой исследования выдвинуто предположение о существовании взаимосвязи самоотношения с образом тела, уровнем счастья и личностными особенностями у взрослых людей, которые занимаются танцами (не профессионально). А именно: взрослые люди, которые занимаются танцами в качестве хобби, имеют высокий уровень самоотношения, взаимосвязанный с положительным образом тела, а также отличаются открытостью и общительностью. Исследование проходили 26 мужчин и женщин в возрасте от 25 до 35 лет. Все имеют высшее образование и занимаются различными направлениями танцев не профессионально.
В качестве методик исследования были выбраны:
1. Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).
2. Опросник образа тела, ООСТ (О.А. Скугаревский и С.В. Сивуха).
3. Оксфордский опросник счастья, OHI (Майкл Аргайл).
4. Фрайбургский личностный опросник, FPI, форма В (адаптирован и модифицирован А. А. Крыловым и Т. И. Ронгинским).
Исследование при помощи теста-опросника самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) уровня глобального самоотношения (шкала S – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого) респондентов показало, что 15% испытуемых имеют низкий показатель уровня самоотношения. Они вошли в так называемую «группу риска». 12% обладают средним, а 73% – высоким уровнем самоотношения.
         В таблице 1 приведен корреляционный анализ глобального самоотношения с исследуемыми шкалами.

Таблица 1


Образ тела

Шкала счастья

Депрессивность

Застенчивость

Открытость

Эмоциональная лабильность

Маскулинность – фемининность

Коэффициент корреляции

-,448*

 ,434*

 -,733**

 -,652**

 -,448*

 -,445*

 ,454*

Знч.

(2-сторон)

0,022

0,027

0,000

0,000

0,022

0,023

0,020

N

26

26

26

26

26

26

26

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя).


         Исходя из данных таблицы, были сделаны следующие выводы:
         1. Уровень интегрального самоотношения и уровень отношения к образу своего тела взрослых людей, которые не профессионально занимаются танцами, взаимосвязаны.

2. Чем выше уровень интегрального самоотношения респондентов, тем выше уровень отношения к образу собственного тела.

3. Чем выше уровень интегрального самоотношения испытуемых, тем выше их уровень счастья.

4. Респонденты с высоким уровнем интегрального самоотношения отличаются открытостью и эмоциональной лабильностью.

5. Предполагалось, что испытуемые с высоким уровнем интегрального самоотношения отличаются общительностью, но эта гипотеза не подтвердилась.

6. Испытуемым с высоким уровнем интегрального чувства самоотношения характерен низкий уровень депрессивности и застенчивости.

7. Психическая деятельность респондентов мужского пола, которые обладают сравнительно высоким уровнем интегрального самоотношения, протекает преимущественно по женскому типу.

Интересно, что по показателям невротичности и раздражительности мужчины в исследуемой выборке отличаются от женщин. Анализ результатов показал, что женщины более невротичны и раздражительны, чем мужчины, что является характерной особенностью. Это видно на таблице 2. Критеррий U Манна-Уитни для независимых выборок показал, что гипотеза отклоняется в случае, когда речь идет о том, что показатели невротичности и раздражительности одинаковы для представителей обоих полов.

Таблица 2

Итоги по проверке гипотезы


Нулевая гипотеза

Критерий

Значимость

Решение

17

Распределение Невротичность является одинаковым для категорий Пол.

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,0151

Нулевая гипотеза отклоняется.

20

Распределение Раздражительность является одинаковым для категорий Пол.

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,0041

Нулевая гипотеза отклоняется.

Выводятся асимптотические значимости. Уровень значимости равен ,05.

1Приводится точная значимость критерия.


Результаты проверки данной гипотезы также отражены на следующих рисунках. Синий столбец показывает результаты женщин, зеленый — мужчин. Анализируются показатели среднего ранга, которые по «шкале невротичности» у мужчин составляют 9,62, а у женщин — 16,82. По «шкале раздражительности» у мужчин — 9,00, у женщин — 17,36. (Рис. 1, Рис. 2)

Рисунок 1




Рисунок 2



На основании данных, которые отражены в таблице, можно сделать вывод, что мужчины, которые не профессионально занимаются танцами и имеют высокий уровень интегрального самоотношения, становятся более эмоционально лабильными и восприимчивыми, что наиболее характерно для женской психики. Но другие психические процессы этих респондентов, так сказать, «остаются мужскими».
Также анализ шкал теста-опросника самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) показал, что для людей с высоким уровнем интегрального самоотношения большую роль играет самоинтерес и самопринятие.
Результаты проведенного эмпирического исследования и анализ литературы по данной теме позволяют составить практические рекомендации по психологической работе со взрослыми мужчинами и женщинами, которые не профессионально занимаются танцами, с целью повышения уровня их интегрального самоотношения. Речь идет о так называемой «группе риска», 15% респондентов, которые обладают низким уровнем интегрального самоотношения.
В качестве рекомендаций им предложено стать участниками семинаров по психологии движения и танца. Речь идет о единой программе, состоящей из некоторого количества занятий для конкретной группы, которая занимается раз в неделю в дополнение к обычным занятиям танцами.
Особой эффективностью будут отличаться занятия в группе, поскольку теоретическое исследование показало, что самоотношение в структуре личности социально детерминировано. Иными словами, на формирование самоотношения оказывает влияние не только то, как личность оценивает сама себя, но и как ее оценивают окружающие люди. В группе есть возможность создать сравнительно безопасную модель взаимоотношения с социумом, которая будет способствовать решению психологических проблем, связанных с ожиданием отношения к клиенту других людей.
В рамках данной программы для проработки отношения к образу тела мы предлагаем использовать практики, которые задействуют разные органы чувств и формы восприятия. Это имеет большое значение, поскольку так обеспечивается комплексный подход к решению личностных психологических проблем.
В программу должны быть включены двигательные практики. Например, элементы бесконтактной и контактной танцевальной импровизации. Особое значение имеют упражнения с партнером. Работа в паре на занятии воссоздает для человека сравнительно безопасную модель взаимодействия с окружающими людьми и дает возможность проработать психологические проблемы, которые связаны с этой темой. А, значит, способствует формированию позитивного самоотношения.
Большое значение имеют танце-двигательные практики в темноте (или с приглушенным светом) при занавешенных зеркалах. При помощи таких упражнений внимание участников группы максимально переходит с окружающей реальности вовнутрь, в ощущения тела. Эти техники способствуют укреплению контакта с самим собой. И, как следствие, помогают лучше понимать свои особенности и желания, а также повышать уровень самопринятия.
Также в программу семинаров могут быть включены телесные актерские техники на раскрепощение и снятие напряжения. Они призваны повысить уверенность в себе клиентов и помочь им посмотреть на себя с новой стороны.
Особое внимание во время занятий должно быть уделено техникам медитации и визуализации. Они способствуют расслаблению клиента, очищению сознания, концентрации внимания и возвращению в пространство «здесь и сейчас».
На семинарах может проводиться работа с рисунками. В современной психологии эту технику иногда сочетают с методами ТОП. Клиенту предлагается нарисовать самого себя для дальнейшей психологической диагностики и проработки вопросов, связанных с образом тела. Иногда технику рисунка используют также как способ контейнирования негативных эмоций и ощущений, которые были выявлены в ходе работы с мышечными блоками.
На занятиях клиентам будут предложены упражнения из метода Фельденкрайза. Этот подход иногда называют также осознанной телесностью. Он весьма эффективен, в частности, в вопросах улучшения контакта тела и сознания. Помимо прочего, метод способствует укреплению как физического, так и психологического иммунитета.
На семинарах могут использоваться массажные техники и методы ТОП для проработки зон, где наблюдаются мышечные зажимы. А также техники осознанного дыхания.
Обязательной частью каждого занятия должен быть разговор с участниками группы. Беседой необходимо начинать и заканчивать каждую практику. Это нужно как для того, чтобы прослеживать психологическую динамику клиентов, так и для того, чтобы клиенты сами лучше осознавали, формулировали и интегрировали полученную на занятиях информацию.
Многие из практик, которые предлагается использовать на занятиях, носят игровой характер. Это способствует общему психологическому расслаблению группы и помогает через систему образов и работу с телом получить доступ к внутренним проблемам, которые сложно вербализировать или признать.
В начале работы каждому участнику группы предлагается сформулировать свой индивидуальный запрос. Занятия могут быть разделены на несколько тем. Например, самопринятие, ожидание положительной оценки в глазах других людей, соответствие реального образа своего тела желаемому образу и др. Выбор тем будет зависеть от запросов участников группы.
В заключении следует отметить, что, положительно влияя на уровень отношения к образу собственного тела, можно способствовать формированию позитивного самоотношения и «Я-концепции» в целом.
Данные, которые были получены в работе, и предложенные рекомендации могут быть использованы при оказании психологической помощи взрослым людям в процессе работы по коррекции самоотношения.


Список литературы:
 

1. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система — М.: Издательство МГУ, 1991

2. Сарджвеладзе Н. И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей — Тбилиси: Мицниереба, 1974 

3. Столин В. В. Самосознание личности — М.: Издательство МГУ, 1983

4. Хватова М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности с. 3 — журнал Гаудеамус, 2015