Авторы: Суховершина Ю. В. Ермолаева Д. М.
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы самоотношения во взаимосвязи с образом тела взрослых людей, которые занимаются танцами не профессионально. Предложены практические рекомендации для представителей данной группы, обладающих низким уровнем самоотношения.
Ключевые слова: самоотношение, образ тела, психология тела, танец, танцевально-двигательная терапия, телесно-ориентированная терапия.
Cамоотношение является основой всех аспектов жизни человека. Термин «самоотношение» ввёл в 1974 году грузинский психолог Н. И. Сарджвеладзе. Этот термин определялся как «отношение субъекта потребности к ситуации её удовлетворения, которое направлено на самого себя» [2].
Российский психолог В. В. Столин писал, что основой самоотношения является процесс, в котором собственное «Я», его черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражавшим потребность в самореализации. Этот процесс разворачивается в эмоциональном пространстве, которое образуют самоуважение, самоинтерес, аутосимпатия [3].
По словам С. Р. Пантилеева, который опирался на научные труды В. В. Столина содержание самоотношения может быть раскрыто только в контексте реальных жизненных отношений субъекта [1].
М. В. Хватова говорит, что самоотношение в контексте психологического здоровья может интерпретироваться как аутоконструктивное и аутодеструктивное поведение, в зависимости от чего самоотношение способствует или препятствует формированию психологически здоровой личности [4].
Самоотношение влияет на трудоспособность, личную жизнь, проявление социальной активности и даже самочувствие. А также выступает мотивом саморегуляции поведения.
В современной психологии проводится множество исследований, посвященных вопросам о том, с чем взаимосвязано самоотношение и при помощи чего можно корректировать его, таким образом, улучшая психологическое состояние человека в целом и, тем самым, совершенствуя качество его жизни (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, М. В. Хватова, А. Г. Черкашина).
В процессе развития психологии как науки проводились исследования о взаимосвязи самоотношения с образом тела. В рамках данной работы была выбрана тема о взаимосвязи самоотношения с образом тела взрослых людей, занимающихся танцами, так как самоотношение данной категории людей (непрофессионально танцующих взрослых людей) изучалось мало.
Актуальность этой темы, на наш взгляд, объясняется также развитием в практической психологии наших дней таких направлений так телесно-ориентированая психотерапия (ТОП) и танце-двигательная терапия (ТДТ). Доказано, что эти направления помогают улучшению психологического состояния человека и влияют на многие аспекты структуры личности.
Таким образом, изучение самоотношения во взаимосвязи с образом тела танцующих взрослых людей может помочь взглянуть на ТОП и ТДТ с нового ракурса. А также, возможно, разработать новые рекомендации для тех людей, кто имеет ярко выраженные психологические проблемы, которые касаются самоотношения.
Кроме того, вопрос взаимосвязи самоотношения с образом тела представляет особый исследовательский интерес, так как он затрагивает взаимовлияние телесных, эмоциональных и когнитивных процессов, то есть изучает человека как целое. А ведь не случайно слово «выздоровление» в русском языке синонимично слову «исцеление», другими словами «становление целым».
Гипотезой исследования выдвинуто предположение о существовании взаимосвязи самоотношения с образом тела, уровнем счастья и личностными особенностями у взрослых людей, которые занимаются танцами (не профессионально). А именно: взрослые люди, которые занимаются танцами в качестве хобби, имеют высокий уровень самоотношения, взаимосвязанный с положительным образом тела, а также отличаются открытостью и общительностью. Исследование проходили 26 мужчин и женщин в возрасте от 25 до 35 лет. Все имеют высшее образование и занимаются различными направлениями танцев не профессионально.
В качестве методик исследования были выбраны:
1. Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).
2. Опросник образа тела, ООСТ (О.А. Скугаревский и С.В. Сивуха).
3. Оксфордский опросник счастья, OHI (Майкл Аргайл).
4. Фрайбургский личностный опросник, FPI, форма В (адаптирован и модифицирован А. А. Крыловым и Т. И. Ронгинским).
Исследование при помощи теста-опросника самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) уровня глобального самоотношения (шкала S – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого) респондентов показало, что 15% испытуемых имеют низкий показатель уровня самоотношения. Они вошли в так называемую «группу риска». 12% обладают средним, а 73% – высоким уровнем самоотношения.
В таблице 1 приведен корреляционный анализ глобального самоотношения с исследуемыми шкалами.
Таблица 1
|
Образ тела |
Шкала счастья |
Депрессивность |
Застенчивость |
Открытость |
Эмоциональная лабильность |
Маскулинность – фемининность |
Коэффициент корреляции |
-,448* |
,434* |
-,733** |
-,652** |
-,448* |
-,445* |
,454* |
Знч. (2-сторон) |
0,022 |
0,027 |
0,000 |
0,000 |
0,022 |
0,023 |
0,020 |
N |
26 |
26 |
26 |
26 |
26 |
26 |
26 |
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя).
Исходя из данных таблицы, были сделаны следующие выводы:
1. Уровень интегрального самоотношения и уровень отношения к образу своего тела взрослых людей, которые не профессионально занимаются танцами, взаимосвязаны.
2. Чем выше уровень интегрального самоотношения респондентов, тем выше уровень отношения к образу собственного тела.
3. Чем выше уровень интегрального самоотношения испытуемых, тем выше их уровень счастья.
4. Респонденты с высоким уровнем интегрального самоотношения отличаются открытостью и эмоциональной лабильностью.
5. Предполагалось, что испытуемые с высоким уровнем интегрального самоотношения отличаются общительностью, но эта гипотеза не подтвердилась.
6. Испытуемым с высоким уровнем интегрального чувства самоотношения характерен низкий уровень депрессивности и застенчивости.
7. Психическая деятельность респондентов мужского пола, которые обладают сравнительно высоким уровнем интегрального самоотношения, протекает преимущественно по женскому типу.
Интересно, что по показателям невротичности и раздражительности мужчины в исследуемой выборке отличаются от женщин. Анализ результатов показал, что женщины более невротичны и раздражительны, чем мужчины, что является характерной особенностью. Это видно на таблице 2. Критеррий U Манна-Уитни для независимых выборок показал, что гипотеза отклоняется в случае, когда речь идет о том, что показатели невротичности и раздражительности одинаковы для представителей обоих полов.
Таблица 2
Итоги по проверке гипотезы |
||||
|
Нулевая гипотеза |
Критерий |
Значимость |
Решение |
17 |
Распределение Невротичность является одинаковым для категорий Пол. |
Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок |
,0151 |
Нулевая гипотеза отклоняется. |
20 |
Распределение Раздражительность является одинаковым для категорий Пол. |
Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок |
,0041 |
Нулевая гипотеза отклоняется. |
Выводятся асимптотические значимости. Уровень значимости равен ,05. |
||||
1Приводится точная значимость критерия. |
Результаты проверки данной гипотезы также отражены на следующих рисунках. Синий столбец показывает результаты женщин, зеленый — мужчин. Анализируются показатели среднего ранга, которые по «шкале невротичности» у мужчин составляют 9,62, а у женщин — 16,82. По «шкале раздражительности» у мужчин — 9,00, у женщин — 17,36. (Рис. 1, Рис. 2)
Рисунок 1
Рисунок 2
На основании данных, которые отражены в таблице, можно сделать вывод, что мужчины, которые не профессионально занимаются танцами и имеют высокий уровень интегрального самоотношения, становятся более эмоционально лабильными и восприимчивыми, что наиболее характерно для женской психики. Но другие психические процессы этих респондентов, так сказать, «остаются мужскими».
Также анализ шкал теста-опросника самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) показал, что для людей с высоким уровнем интегрального самоотношения большую роль играет самоинтерес и самопринятие.
Результаты проведенного эмпирического исследования и анализ литературы по данной теме позволяют составить практические рекомендации по психологической работе со взрослыми мужчинами и женщинами, которые не профессионально занимаются танцами, с целью повышения уровня их интегрального самоотношения. Речь идет о так называемой «группе риска», 15% респондентов, которые обладают низким уровнем интегрального самоотношения.
В качестве рекомендаций им предложено стать участниками семинаров по психологии движения и танца. Речь идет о единой программе, состоящей из некоторого количества занятий для конкретной группы, которая занимается раз в неделю в дополнение к обычным занятиям танцами.
Особой эффективностью будут отличаться занятия в группе, поскольку теоретическое исследование показало, что самоотношение в структуре личности социально детерминировано. Иными словами, на формирование самоотношения оказывает влияние не только то, как личность оценивает сама себя, но и как ее оценивают окружающие люди. В группе есть возможность создать сравнительно безопасную модель взаимоотношения с социумом, которая будет способствовать решению психологических проблем, связанных с ожиданием отношения к клиенту других людей.
В рамках данной программы для проработки отношения к образу тела мы предлагаем использовать практики, которые задействуют разные органы чувств и формы восприятия. Это имеет большое значение, поскольку так обеспечивается комплексный подход к решению личностных психологических проблем.
В программу должны быть включены двигательные практики. Например, элементы бесконтактной и контактной танцевальной импровизации. Особое значение имеют упражнения с партнером. Работа в паре на занятии воссоздает для человека сравнительно безопасную модель взаимодействия с окружающими людьми и дает возможность проработать психологические проблемы, которые связаны с этой темой. А, значит, способствует формированию позитивного самоотношения.
Большое значение имеют танце-двигательные практики в темноте (или с приглушенным светом) при занавешенных зеркалах. При помощи таких упражнений внимание участников группы максимально переходит с окружающей реальности вовнутрь, в ощущения тела. Эти техники способствуют укреплению контакта с самим собой. И, как следствие, помогают лучше понимать свои особенности и желания, а также повышать уровень самопринятия.
Также в программу семинаров могут быть включены телесные актерские техники на раскрепощение и снятие напряжения. Они призваны повысить уверенность в себе клиентов и помочь им посмотреть на себя с новой стороны.
Особое внимание во время занятий должно быть уделено техникам медитации и визуализации. Они способствуют расслаблению клиента, очищению сознания, концентрации внимания и возвращению в пространство «здесь и сейчас».
На семинарах может проводиться работа с рисунками. В современной психологии эту технику иногда сочетают с методами ТОП. Клиенту предлагается нарисовать самого себя для дальнейшей психологической диагностики и проработки вопросов, связанных с образом тела. Иногда технику рисунка используют также как способ контейнирования негативных эмоций и ощущений, которые были выявлены в ходе работы с мышечными блоками.
На занятиях клиентам будут предложены упражнения из метода Фельденкрайза. Этот подход иногда называют также осознанной телесностью. Он весьма эффективен, в частности, в вопросах улучшения контакта тела и сознания. Помимо прочего, метод способствует укреплению как физического, так и психологического иммунитета.
На семинарах могут использоваться массажные техники и методы ТОП для проработки зон, где наблюдаются мышечные зажимы. А также техники осознанного дыхания.
Обязательной частью каждого занятия должен быть разговор с участниками группы. Беседой необходимо начинать и заканчивать каждую практику. Это нужно как для того, чтобы прослеживать психологическую динамику клиентов, так и для того, чтобы клиенты сами лучше осознавали, формулировали и интегрировали полученную на занятиях информацию.
Многие из практик, которые предлагается использовать на занятиях, носят игровой характер. Это способствует общему психологическому расслаблению группы и помогает через систему образов и работу с телом получить доступ к внутренним проблемам, которые сложно вербализировать или признать.
В начале работы каждому участнику группы предлагается сформулировать свой индивидуальный запрос. Занятия могут быть разделены на несколько тем. Например, самопринятие, ожидание положительной оценки в глазах других людей, соответствие реального образа своего тела желаемому образу и др. Выбор тем будет зависеть от запросов участников группы.
В заключении следует отметить, что, положительно влияя на уровень отношения к образу собственного тела, можно способствовать формированию позитивного самоотношения и «Я-концепции» в целом.
Данные, которые были получены в работе, и предложенные рекомендации могут быть использованы при оказании психологической помощи взрослым людям в процессе работы по коррекции самоотношения.
Список литературы:
1. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система — М.: Издательство МГУ, 1991
2. Сарджвеладзе Н. И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей — Тбилиси: Мицниереба, 1974
3. Столин В. В. Самосознание личности — М.: Издательство МГУ, 1983
4. Хватова М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности с. 3 — журнал Гаудеамус, 2015